В апреле 1825 года архитектору Огюсту Монферрану удалось, выражаясь современным языком, "согласовать" с императором Александром I проект Исаакиевского собора. В то время архитектор и представить себе не мог, в какую авантюру он влип. Подробнее об этом - в программе Константина Ранкса "Nota Bene".
3 апреля 1825 года наконец был утвержден проект Исаакиевского собора архитектора Огюста Монферрана. Молодой архитектор сначала даже не предполагал, в какую авантюру он влип, когда согласился, а точнее — добился права строить этот собор. Дело было в том, что на этом месте уже стоял Исаакиевский собор, третий по счету. И император Александр I выставил условие — включить в новый, четвертый собор освященную восточную часть третьей Исаакиевской церкви.
Скорее всего Монферран получил право на строительство только потому, что другие архитекторы понимали — такое строительство на слабых грунтах приведет к неравномерным осадкам и здание просто развалится. Император тем временем настаивал на своем условии.
Монферран решил строить собор, с одной стороны усилив максимально фундамент, а с другой - облегчив саму конструкцию сооружения. Он вскрыл толщу песков и стал формировать котлован глубиной около 5 метров, на поверхности слоя пылеватых супесей. Именно в них он стал забивать сваи из просмолённых хвойных деревьев. Затем дно котлована было заполнено утрамбованным гравием и залито известковой смесью. Верхушки свай были обрезаны по уровню и сверху установлен массивный фундамент.
Однако еще до окончания строительства собора были отмечены осадки, и, что самое неприятное, — неравномерные. Уже после смерти Монферрана вплоть до 1898 года проводились коррекционные работы, чтобы улучшить состояние сооружения. В начале ХХ века стали применять точные геодезические методы для анализа развития осадок. В 1929 году было вычислено, что северо-западный угол здания просел больше, чем юго-восточный, на целых 47 см.
К 1965 году обнаружилась дополнительная просадка примерно на 6 мм, которую связали со строительством ветки метрополитена. Однако эта деформация была в допустимых пределах. Измерения в 1987 году показали, что осадки перестали развиваться, то есть нагрузки и деформации под собором стабилизировались.
Однако уже в новом веке возникли снова опасения, что деформации могут продолжаться. Появляется новая причина — климатические изменения, как следствие – увеличение осадков и возможно — подъем уровня грунтовых вод.
Пока нет оснований бить тревогу немедленно, но контроль за шедевром Монферрана вести надо постоянно. Иначе нашим детям уже будет не о чем даже спорить — кому принадлежит собор — из-за разрушения последнего...