Царскосельское благочиние обязали вывести на крестный ход вокруг Исаакия под предводительством митрополита Варсонофия почти три сотни детей. Разнарядку в РПЦ объясняют обычным явлением.
В Сети распространился документ Царскосельского благочиния: бумага за подписью отца Геннадия Зверева предписывает пяти храмам вывести на детский крестный ход вокруг Исаакия как минимум по 30 воспитанников воскресных школ, остальным приходам разрешили в два раза меньше – как минимум по 15. Автор документа в разговоре с «Фонтанкой» назвал это обычным планированием, которое принято во всей православной России.
Документ опубликовал на своей странице в соцсетях иеромонах Валентин. В письме, подписанном протоиереем Геннадием Зверевым, благословляется направить учащихся воскресных школ приходов Царскосельского благочиния на крестный ход 9 апреля.
От пяти храмов – Софийского собора, Феодоровского Государева собора, собора Св. вмч. Екатерины, храма Иконы Божией Матери "Скоропослушницы" и храма Воскресения Христова в Шушарах – должно быть отправлено в общей сложности не менее 150 учеников воскресных школ. Остальные приходы (в Царскосельском благочинии 13 приходов и более 30 храмов и часовен) обязаны отрядить на шествие не менее 15 детей каждый. Таким образом, в сумме это составит почти три сотни детей.
Детский крестный ход вокруг Исаакиевского собора, напомним, запланировали на 9 апреля – ровно за неделю до Пасхи, именно к этому времени православные хотели добиться, чтобы РПЦ был передан в пользование храм-памятник. Это будет уже второй масштабный детский крестный ход в Петербурге. Первый состоялся в 2014 году, провел его также митрополит Варсонофий. Кроме того, это третье за последнее время церковное шествие вокруг Исаакиевского собора, ранее 12 и 19 февраля они проводились сразу после акций против переезда музея из храма. Тогда в Сеть тоже попадал документ, требующий на мероприятие не менее 5 человек от каждого из 200 петербургских приходов.
В петербургской епархии попавшие в Сеть письма назвали обычным приглашением и опровергли то, что они могут говорить о «сгоне» на мероприятия. Похожие аргументы озвучил «Фонтанке» и автор письма отец Геннадий Зверев.
«Мы возрождаем старые дореволюционные традиции, когда со всего города дети приходили на крестный ход вокруг Исаакиевского собора. Эти цифры соответствуют количеству учеников воскресных школ, которых ждут на шествие. Почему нельзя просто написать приглашение? В таком случае, мне кажется, просто никто не придет. У нас же есть статистика, делаются хоругви, шьется подрясник, заказывается автобус. Считаете, что это разнарядка, пускай это будет так. Но крестный ход – это планируемое мероприятие, и так происходит во всей православной России», – отметил благочинный Царскосельского округа.
Отец Геннадий при этом сообщил, что вера и церковь – дело добровольное и на самом деле, несмотря на цифры, никто никого не заставляет никуда идти.
«Фонтанка» обзвонила еще несколько благочиний, однако ответившие по городскому телефону не выразили осведомленности о том, что кого-то нужно собирать на крестный ход. Ранее при этом собеседники «Фонтанки» сообщали, будто бы каждому благочинию устным распоряжением якобы также выдали разнарядку привести по 150 – 200 детей.
В соцсетях «Фонтанка» обнаружила и другого рода организацию посещения крестного хода. Детский юношеский центр святого православного Иоанна Кронштадтского предложил своим воспитанникам записаться самостоятельно на посещение шествия, в качестве бонуса пообещали экскурсию по собору, которую частично оплатят. «Едем своим ходом на электричке. После крестного хода идем в столовую обедать. Возвращаемся в собор на экскурсию и концерт. Билет частично оплатит матушка Татьяна», – говорится в паблике центра.
Напомним, что детские крестные ходы в современное время периодически проводятся в разных регионах России и в Петербурге. Масштабный крестный ход детей, аналог которого проводили вокруг Исаакиевского собора еще в дореволюционное время, решили возродить в 2014 году, однако на несколько лет только вернувшаяся традиция прервалась (не исключено, что именно из-за конфликта митрополита Варсонофия с руководством музея, после него архиепископ два года не служил в Исаакии). Детский крестный ход привязан к празднику Вход Господень в Иерусалим.
В XVII веке он проводился в столице Российского царства при участии верховной светской и церковной власти. Ключевым персонажем в «шествии на осляти» был накрытый попоной конь, символизирующий осла — того самого, верхом на котором, согласно Новому Завету, въезжал Иисус в Иерусалим. В царской России на осляти ехал патриарх, вел его под уздцы царь. Отменил этот обряд Петр I, молодого царя-реформатора не устроило такое положение дел, когда церковная власть становится главенствующей над светской.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»