Адресно-инвестиционную программу на 2017 год в Смольном порезали аккуратно, но красноречиво. Финансирование части важных объектов перенесли на следующие годы, некоторые вообще исчезли.
Ежегодные корректировки в бюджет — тот редкий случай, когда трехмиллиардное сокращение адресно-инвестиционной программы кажется незначительным штрихом на общем фоне изменений. Тем не менее для конкретных объектов ситуация меняется заметно. В центре внимания оказалась дорожная отрасль. 11 апреля на заседании правительства она потеряла 2,2 млрд рублей. Если присмотреться к этим потерям, становится ясно, что проблема не только в деньгах, но и в организации.
По ряду объектов Смольному просто уже не успеть за своей же более ранней программой. Взять, к примеру, развязку на Обводном канале: предыдущая версия АИП предполагала, что ее достроят в 2017 году, заплатив в течение года порядка полутора миллиардов. Теперь видно, что более миллиарда передвинуты на 2018 год. Оно и неудивительно, чехарда с конкурсами там несколько затянулась. Когда КРТИ подавал заявку на изменение финансирования, судьба контракта все еще не была определена. Сейчас известно, что строить будет «Орион Плюс», но сроки его уже не поджимают.
Еще более красноречивая ситуация с дорогой к новому изолятору «Кресты-2». «Фонтанка» неоднократно писала о том, что еще на стадии объявления конкурса у участников появились вопросы к Дирекции транспортного строительства. После вмешательства Федеральной антимонопольной службы основные события этой стройки происходили не у Ижорского пруда, как прописано в конкурсной документации, а в залах судебных заседаний. В начале апреля суд в очередной раз остановил работы на объекте. Имя подрядчика, который будет доводить его до ума, по большому счету, так и не известно. ДТС, которая через обеспечительные меры все равно заключила контракт с "АБЗ-Дорстрой", похоже, несколько растеряла уверенность. Еще в конце прошлого года она предполагала потратить на работы 2 млрд рублей, из них 400 млн — в 2017 году. Теперь уже ясно, что по накатанной процесс не пойдет. В текущем году заказчик выделит всего 68 млн рублей, еще 700 — в следующем. Основная часть финансирования и раньше была вынесена в 2019 год, стройку надо было завершить к ноябрю. Однако теперь из АИП на три года пропали порядка 300 млн рублей. Если учесть, что общая смета проекта осталась прежней, можно предположить, что работы залезут на 2020 год, куда и ушли недостающие средства.
Какие-то проекты пропадают бесследно. В конце января в плане закупок Дирекции транспортного строительства появился дорогой лот — развязка на пересечении Витебского проспекта и Петербургского шоссе. Общая стоимость — 3,5 млрд рублей, из них миллиард — в текущем году. В обновленной адресно-инвестиционной программе этого пункта вообще не обнаружилось. Как пояснили в КРТИ, комитет решил «временно отказаться от этого объекта». Не лучшие новости для жителей околопушкинских новостроек — особенно если учесть, что на 2018 год перекинули и строительство Южно-Волхонской дороги за 700 млн.
Есть еще одно наблюдение — правда, относится оно уже к комитету по строительству. В новом варианте АИП львиная доля реконструкции Богатырского проспекта будет оплачена в 2018 году. Ранее предполагалось сдать объект к осени 2017-го, однако вряд ли это можно сделать за 10 млн рублей, которые заложены на текущий год. И вновь причина — финансовые споры с подрядчиками и расторжение договоров.
На некоторые стройки, напротив, в 2017 году дают больше средств, чем предполагалось. Это, к примеру, Финляндская улица. Общая смета остается прежней — 2,647 млрд рублей. Однако если раньше в 2017 году сюда собирались вложить 200 млн рублей, то теперь речь идет более чем о полумиллиарде.
То же самое относится ко второй очереди строительства продолжения Софийской улицы до пересечения с дорогой на Колпино. Вместо 400 млн в 2017 году на нее потратят почти вдвое больше. В КРТИ это объясняют техническими причинами. «Сроки не меняются, как и смета, – говорят в комитете. – Это делается для более планомерного распределения финансирования объектов. При возможности, конечно, объекты будут сданы раньше». Похоже, город надеется поскорее закончить долгострои, с которыми в разное время возникали контрактные проблемы. Договоры с подрядчиками расторгались, конкурсы объявлялись заново, из-за чего сдвигались и сроки работ.
В случае с реконструкцией Песочной набережной и Серным мостом ситуация немного другая. Первая очередь объекта (мост) также получит дополнительные средства в 2017 году, причем между детальным планированием и круглыми числами чиновники в этот раз выбрали второе. До весенней корректировки в текущем году предполагалось направить сюда 3 924 431 400 рублей, после — ровно на 1 миллиард рублей 00 копеек больше. Однако это не значит, что на тот же миллиард похудели расходы 2018 года, там снижение составило лишь 350 млн рублей. Просто выросла общая смета проекта — с 10,558 млрд до 11,161 млрд рублей. 11 апреля Смольный рассказал, что в русловую часть моста установлен последний, так называемый «золотой блок». Это, впрочем, просто эпитет, и причина подорожания не в стройматериалах. Просто по ходу пришлось менять проект, разработанный еще в 2005 – 2007 годах, а позднее откорректированный в 2013 – 2014-м. Закон прошлого лета «О границах зон охраны объектов культурного наследия» заставил инженеров снижать высоту пилонов вдвое — до 44 метров.
Ранее администрация заявляла, что дополнительных средств это резкое изменение не потребует. Теперь понятно, что чиновники имели в виду не конкретный проект, а всю адресно-инвестиционную программу в целом. В Смольном поясняют: уже тогда было понятно, что на строительстве развязки на Дунайском проспекте удастся сэкономить порядка 600 млн рублей — это примерно сопоставимо с экстра-расходами на Серный мост. Контракт с «Пилоном» пока официально не увеличен, идет процедура госэкспертизы. Однако в АИП необходимые полмиллиарда уже отложили.
Адресной инвестиционной программе еще предстоит пройти через Законодательное собрание. Там она может еще сильнее облететь — либо, наоборот, обрасти новыми ведомственными пожеланиями. «Фонтанка» уже сообщала, что общие аппетиты комитетов вырастают в дополнительные почти 35 млрд рублей. Депутаты ограничены предельным уровнем дефицита бюджета, который не может превышать 15% от доходной части. Однако общий тон комитета финансов заставляет думать, что город впервые за несколько лет действительно настроен заливать этот дефицит заимствованиями. Глава комитета Алексей Корабельников рассказал «Фонтанке», что максимальный объем облигационного займа в 68 млрд рублей — это крайне маловероятная мера. Но оставшихся с прошлого года временно свободных 18 млрд уж точно не хватит на покрытие разрыва между доходами и расходами казны (порядка 70 млрд рублей). Качество планирования, по словам комфина, растет (хотя суета вокруг конкурсов заставляет заподозрить обратное). Поэтому чиновники не ждут ни провалов, ни каких-то значительных подарков судьбы. В конце лета комитет намерен определиться с объемом заимствований, так что у комитетов остаются шансы на воплощение своих общественно-важных фантазий. Конкурсы это, конечно, не ускорит, но вернуть в Адресную инвестиционную программу выпавшие оттуда проекты вполне может.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»