Двадцатитрехлетний Никита Кравченко, выскакивая из-за руля «КИА», чтобы «вразумить» непочтительного малолетнего пешехода, вряд ли рассчитывал на федеральную новость. Сегодня он в камере изолятора временного задержания, а во вторник, 12 апреля, следователь будет просить суд об его аресте. Кравченко ударил ребенка, так что сочувствующих у него нет. Но арестовывают его не за это.
Точно известно время, место, участники. Никита Кравченко, который ехал за рулем «КИА Венга» своей подруги, и десятилетний мальчик встретились на пешеходном переходе у дома 27 по Ланскому шоссе около 16 часов в воскресенье, 9 апреля.
Подозреваемый и потерпевший момент встречи описывают по-разному. Насколько известно «Фонтанке», мальчик утверждает, что переходил проспект на зеленый сигнал светофора, ведя самокат за руль. По версии Кравченко, мальчик ехал через переход на самокате на запрещающий движение пешеходов сигнал, при этом якобы показывал некие глумливые жесты. Кто из них ближе к правде, установить будет непросто, так как свидетелей именно этого момента нет, а видеокамер наружного наблюдения в прилегающем районе полиция не обнаружила.
Дальнейшие события стороны описывают почти одинаково. Развернувшись на пешеходном переходе и заехав на тротуар, Никита Кравченко выскочил из машины, догнал «обидевшего» его ребенка и дал ему по лицу – вроде пощечину. Может, и ударил. Когда мальчик побежал, подобрал самокат и бросил его вслед. Потерпевший говорит, попал по ногам, Кравченко считает, что промазал.
С этого момента проще, так как сцену на тротуаре наблюдали двое независимых свидетелей. Эти мужчины повели себя по-мужски и вступились за слабого, вознамерившись задержать обидчика и предать его в руки правоохранителей. Не получилось: Кравченко продемонстрировал им некий предмет, заверив в решимости его применить. Свидетели уверяют, что это был нож. Кравченко в полиции утверждал, что это якобы длинный ключ от гаражного замка, который он достал, «чтобы чувствовать себя авторитетнее» в разговоре с двумя незнакомыми и агрессивно по отношению к нему настроенными собеседниками. На этом первая часть истории завершилась: Кравченко уехал, а свидетели позвонили в полицию, сообщив номера его автомобиля.
Продолжение поначалу было обычным. На место приехал наряд, мальчик с отцом обратились с заявлением, потом – в больницу. Врачи зафиксировали у пострадавшего «ушиб мягких тканей лица справа», сообщение в полицию поступило уже в ночь на понедельник. По телефонам нашли и опросили свидетелей.
Днем в понедельник, 10 апреля, смогли найти и самого Никиту Кравченко, его под благовидным предлогом вызвали в отдел полиции «для беседы». Дознаватель Приморского УМВД возбудил уголовное дело по пункту «а» первой части 213-й статьи УК – хулиганство с применением оружия. Дальше – не совсем обычно. Дело о синяке прокуратура передала для расследования в Следственный комитет, и следователь выписал постановление о задержании Кравченко, пока на двое суток.
По данным «Фонтанки», Кравченко удар не отрицает. Он продолжает настаивать, что мальчик ехал на самокате на запрещающий сигнал, и говорит, что бросок самокатом никому вреда не причинил, но соглашается – ударил. Он не согласен с главным – с ножом, который только и может объяснить тяжелую 213-ю статью, по которой предел – до 5 лет лишения свободы. Кравченко говорит, из кармана он доставал ключ. Если так, то максимум, что ему грозит, это статья 116 УК («побои»), а там предел – до двух лет, да и приговоров по этому составу с реальным лишением свободы никто не припомнит.
Плюсом ему – показания его знакомой, хозяйки «КИА» Анастасии Приезжевой, которая в социальных сетях настаивает, что в момент инцидента была вместе с Кравченко в машине:
«На самом деле: мальчик ехал на красный свет, откровенно на красный. Никита действительно ему посигналил, чтобы мальчик что-то фотографировал, я не видела, хотя сидела на пассажирском сиденье. Далее Никита припарковался. И побежал за мальчишкой, чтобы объяснить, чем может закончиться езда на красный свет на самокате – тот в свою очередь хохотал и кривлялся. Когда Никита его догнал, говорил – простите! Никита в этот момент поднял самокат и кинул его в сторону, но никак не в мальчика. И никто его не оттаскивал – после этого он пошел в машину, по пути поругался с прохожим, который пытался его задержать. Естественно, никакого ножа не было. А телевидение раздуло эту историю до высот…»
Она упоминает, что к ней домой приходили с обыском, видимо, искали тот самый нож, но не нашли. С «Фонтанкой» Анастасия разговаривать не стала.
Отказался от беседы отец пострадавшего мальчика: «Я уже всё рассказал где надо. До свидания».
Зато комментарии поступили от полковника полиции, самой Ирины Волк, известной писательницы и помощницы министра внутренних дел. Она лично на сайте федерального министерства отрапортовала о быстрой поимке злодея.
Главное следственное управление тоже рассказало об успехах: «В кратчайшие сроки за совершение нападения на ребенка совместно с сотрудниками полиции задержан 23-летний Никита Кравченко», особо указав, что Кравченко ранее привлекался «к уголовной ответственности за совершение кражи». И забыв отметить, что в 2012 году Кравченко был от уголовной ответственности освобожден Калининским районным судом в связи с примирением сторон.
Как сообщили «Фонтанке» в ГСУ по Петербургу, 12 апреля следователь выйдет в суд с ходатайством об избрании для Кравченко меры пресечения в виде содержания под стражей. О подозреваемом известно, что он постоянно проживающий и зарегистрированный в Петербурге гражданин России, после прекращения уголовного преследования за кражу отслуживший в армии, не привлекавшийся к административной ответственности, работающий.
На другой стороне весов – нож, о котором говорят двое свидетелей (для протокола), и удар в лицо десятилетнему (для эмоций).
Несмотря на обязательную независимость и беспристрастность, судье, рассматривающему ходатайство следователя, будет трудно забыть и о совсем недавней истории в Приозерске, когда за стрельбу из игрушечного автомата по проезжавшей машине не слишком адекватный водитель поставил ребенка на колени. Как бы не усмотрели тенденцию.