Кубок Конфедераций, который наравне с ЧМ-2018 год анонсировался как золотое время для петербургского туризма, может, наоборот, ограбить городской бизнес. Минтранс предлагает под турнир закрыть реки и каналы города на месяц.
Проект постановления Минтранса появился на сайте правительства в понедельник, 17 апреля. Название у него длинное и, по традиции, нескладное; коротко говоря, это документ об установлении запретных для плавания районов. С 1 июня по 4 июля такие зоны необходимо установить в акваториях Большого и пассажирского портов в Санкт-Петербурге, а также на внутренних водных путях. Нелегкую судьбу Петербурга, который только приготовился к денежному дождю от наплыва иностранных болельщиков, предложено разделить Казани, Москве и Сочи.
Под запретом окажутся стоянка и передвижение маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов. Исключение сделано для буксиров, судов, обслуживающих нефтяные танкеры, спасателей. Кроме того, будет некоторый список аккредитованных бортов, связанных с проведением Кубка Конфедераций, и частников, которые по тем или иным причинам имеют право доступа на объекты турнира.
Проект постановления находится в стадии обсуждения. До конца поверить в то, что июнь в Петербурге окажется потерян для речного туризма, никто не готов – это самый высокий месяц для отрасли.
«Это белые ночи, это школьные каникулы, люди берут отпуска, — говорят в компании «Нева-Кронверк». – Бизнес очень подорожал в последние годы, от нас требуют все больше документов. Мы чувствуем кризис: он заключается в том, что приходится снижать цены на услуги... мы вышли на уровень 2003 года. По полной стоимости люди не катаются, мы торгуем по акциям, т. е. втрое дешевле. Если сейчас выключить целиком июнь, мы даже в плюс не выйдем, а нам ведь еще как-то перезимовать надо».
Конкретную сумму возможных потерь все оценивают по-разному, многое зависит от собственного парка компании и ее профиля деятельности. Несколько опрошенных «Фонтанкой» участников рынка с парком порядка 5 – 7 судов сказали, что лишатся от 1,5 до 4 млн рублей прибыли (10 млн оборота).
«На июнь приходится более трети сезонной прибыли в том, что касается прогулок, – рассказали в «Нева-Трип». – От аренды доля еще больше, порядка половины. В это время мы повышаем ставки примерно на 20%, минимальный срок устанавливаем в 5 часов — и все равно пароходы разобраны, все-таки это время выпускных. Мы крупная компания, мы занимаемся реализацией экскурсий, так что в плюс мы выйдем в любом случае. Но процентов на 40 мы отъезжаем, если предположить худшее — полное закрытие на июнь».
«Убыток без июня может составить 10 млн рублей, – прикинули в «РиваЛайн». – В мае только все раскачиваются, а зарабатываем мы в основном в июне: «Алые паруса», экономический форум и т.п. Многие туры бронируются заранее, те же выпускные, банкеты, свадьбы. Если это отменяется, идет неустойка. Компанию это не подкосит, но вещь неприятная, особенно если ты годами перед этим зарабатывал деловую репутацию. Кроме того, не ясно, где изыскивать деньги на ремонт в зимний период». По информации «Фонтанки», неустойка по отрасли может составлять 50% от стоимости брони.
Как пояснили «Фонтанке» в комитете Смольного по природопользованию, ограничения в любом случае не будут распространяться на технологический транспорт — об этом было объявлено на заседании ГКУ «Агентство внешнего транспорта». Судя по всему, заседание носило превентивный характер.
Как толковать текст проекта, никто толком не понимает. Комитет по транспорту пытается добиться от Минтранса конкретики, но пока без подвижек. Опыта настолько длительного закрытия всех внутренних водоемов и акватории портов в период навигации нет, так что и насчет механизма никакого понимания не сформировалось.
Перевод с чиновничьего на общегражданский натыкается на противоречие. Есть приказ «установить запретные для плавания районы» в некоторых акваториях и на внутренних путях. На первый взгляд, ничего страшного — просто указано заштриховать красным некоторые участки водоемов, куда будет ограничен доступ яхтсменам и туристам; мера вполне оправданная, уж вокруг Крестовского острова без дополнительного регулирования не обойтись. Но во втором пункте постановления говорится прямо: «В указанных... акваториях запрещается стоянка и передвижение маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов». О том, насколько тщательно Минтранс подошел к тексту, говорит и опечатка, согласно которой запрет должен был быть введен еще в 2014 году.
Федеральное агентство морского и речного транспорта напоминает, что подобные решения принимаются не на уровне Минтранса, а как минимум на уровне правительства. «Давайте вспомним опыт сочинской Олимпиады, – говорит пресс-секретарь агентства Алексей Кравченко. – Соответствующее регулирование было согласовано, а потом утверждено и предложено к исполнению указом президента страны. Акватория практически полностью была отсечена от трафика, за небольшим исключением. К этому списку оперативный штаб при Оргкомитете постепенно добавлял все новые суда, необходимые для проведения турнира. Петербург – крупнейший морской торговый порт, туристический, рекреационный и перевалочный центр. Здесь все будет сделано для того, чтобы в результате ограничений не умерла экономическая жизнь». Тем не менее в приоритете остаются соображения безопасности.
Министерство транспорта тоже разработало нынешний проект в соответствии с указом президента страны «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка Конфедераций FIFA 2017 года». «Фонтанка» писала об этом документе ранее, разработчиком выступила ФСБ. Проект указа также выложен на сайте regulation.gov, он уже прошел общественное обсуждение. Среди прочего, пункт 9 гласит: «Приостановить в дни проведения спортивных соревнований перевозку граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам на всех видах транспорта в города, принимающие спортивные соревнования, из других городов Российской Федерации, не связанных с посещением спортивных и культурно-массовых мероприятий на объектах спортивных соревнований».
По данным за 2016 год, в период навигации в город осуществлено 435 судозаходов, пассажиропоток составил 770 095 человек. Компании – члены Ассоциации владельцев пассажирских судов перевезли 1,7 млн человек. Из них 850 тысяч – по городским каналам, 310 тысяч – по Неве и Финскому заливу. 54 тысячи человек перевезли регулярными маршрутами водного транспорта. На долю туризма в доходах Петербурга приходится минимум 10%.