Менее чем за неделю до проведения аукциона на дорожный ремонт Петербурга за 3 млрд рублей на условия конкурса посыпались жалобы. Среди их авторов - новые, но знакомые лица.
Жалобу в УФАС на все конкурсы по текущему ремонту дорог подало ООО «Регион-Строй». Компания обращает внимание антимонопольщиков на то, что и так бросается в глаза. Работы во втором по площади городе страны поделили всего на три части (примерно по миллиарду каждая), объединив в них дороги различных районов. Тем самым, считают в компании, комитет по госзаказу необоснованно укрупнил лоты и ограничил конкуренцию. На такие серьезные заказы могут претендовать только мощные компании с соответствующими ресурсами, способные потянуть необходимое обеспечение заявки. В подтверждение своей правоты «Регион-Строй» приводит решения различных московских судов, в которых черным по белому написано о недопустимости объединения районов — ведь небольшая компания может быть заинтересована в проведении ремонта в рамках одного административного района.
Аукционы на ремонт должны пройти уже 24 апреля, а между тем эта – не последняя жалоба. Еще одну подала компания «Дортекс», ее не устраивает поведение заказчика при объявлении конкурса на текущий ремонт дорог на Юго-Западе города. Речь тоже о слишком крупном размере лота. Кроме того, заказчик, по мнению «Дортекса», установил некорректные дополнительные требования к участникам, которые позволены лишь в том случае, когда речь идет о строительстве, реконструкции и капремонте. В данной же ситуации разыгрывается контракт на текущий ремонт дорог.
Жалобы различаются стилистикой: «Дортекс» указывает на процедурные несоответствия, а «Регион-Строй» переходит на не характерную для отрасли конкретику: «Данное укрупнение позволяет заказчику распределить лоты между Орион+, АБЗ-Дорстрой, ВАД. По случайному стечению обстоятельств, всего три лота и всего три чемпиона» (орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Прим. ред.)».
Ранее «Регион-Строй», насколько можно судить по СПАРК, занимался в городе строительством электросетей, освещением дорог и парков, очисткой кровель и обслуживанием кондиционеров. Общий объем контрактов за минувший год — порядка 20 млн рублей, так что внедриться в борьбу за миллиардные ломти ремонтного пирога компании и правда непросто.
«Дортекс» – компания несравнимо больше: 2,2 млрд рублей контрактов в 2015 году, порядка полумиллиарда — в прошлом. Вот только в Петербурге предприятие не работало – среди заказчиков только областные организации. Оно и неудивительно — основал компанию, еще под названием «АБЗ-Котлы», Олег Зеваков (как считается, особо приближенный к главе Ленобласти и бывший советником Александра Дрозденко еще в бытность того вице-губернатором). С прошлого лета Зеваков не числится в собственниках компании, позже он избрался в региональный парламент от сланцевской территориальной группы. Однако собеседники «Фонтанки» не сомневаются, что он по-прежнему является подлинным владельцем и бенефициаром «Дортекса», как и другой дорожной компании, "ЭСКО", хотя формально отношения к ним не имеет. Да и база СПАРК видит явные совпадения в телефонах «Дортекса» с "ЭСКО" и «Волгобалт медиа», которое принадлежит Зевакову вполне официально.
Что именно заставило одного из лидеров отрасли в области идти в петербургские конкурсы, сказать сложно. Первое, что бросается в глаза, — сокращение местного объема заказов. По итогам 2015 года «Дортекс» оказался крупнейшим подрядчиком Ленавтодора. Более или менее к нему тогда подобрался "Пилон" с контрактом на 900 млн рублей, — но это все равно в два с половиной раза меньше, чем было у «Дортекса». В 2016 году компания, связанная с Зеваковым, получает лишь 400 млн рублей — чуть больше, чем у "Пилона", но уже меньше, чем у ВАД.
Сам по себе такой перепад в дорожной отрасли с ее длительным производственным циклом значит мало. Однако топовые проекты «Дортекса» в Ленобласти, как говорят собеседники «Фонтанки», тоже не сильно заладились. Путепровод Выборг – Тамиссуо до сих пор не сдан, хотя работы должны были закончиться еще в прошлом году. Нет уверенности, что подрядчик управится и в 2017-м; по информации «Фонтанки», по мере проведения работ вскрылись дополнительные статьи расхода, не учтенные в проектной документации, так что в итоге все упирается в увеличение финансирования. Подъезд к городу Гатчине-1 увековечили в своем перформансе участники местной арт-группы, которые высмеяли состояние дороги. Он также не сдан, и дело, как сообщают источники «Фонтанки», идет к расторжению контракта с «Дортексом». Между тем магия цифр работает: в год 90-летия Ленобласти так и так надо запустить хоть один нормальный подъезд к Гатчине, где планируются торжества. Им должен стать еще один проект «Дортекса» – Красное Село – Гатчина – Павловск, его ждут осенью.
Эксперты отрасли уже заметили, что «петербургские» подрядчики начинают активно осваивать областной рынок. Речь не только о ВАД, который впервые заключил контракт с Ленавтодором в 2016 году, и о "Пилоне", который наращивает свое присутствие в регионе. Тот же АБЗ-Дорстрой появился в Лодейнопольском муниципальном районе, работает на Ленавтодор. Здесь не слишком больше объемы по городским меркам, но и рынок в Ленобласти не настолько широкий. При этом структуры Олега Зевакова традиционно обременены некоторыми дополнительными обязательствами — достаточно вспомнить появление компании «ЭСКО» в списке спонсоров областного волейбольного «Динамо». Так что решение на этом фоне побороться за длинные заказы по ремонту петербургских дорог кажется логичным — как и попытка раздробить их на меньшие лоты.
Сумма в 3 с лишним миллиарда рублей, заложенная на ремонт дорог, не является окончательной. В Законодательном собрании рассматривают корректировку бюджета. Среди прочего, КРТИ пробует добавить на летнюю кампанию еще 3,5 млрд рублей. Троицу фаворитов ремонтной гонки «Фонтанка» называла и раньше. При этом к участникам предъявлены дополнительные требования: опыт работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства. Между тем есть апелляционное определение Верховного суда от 29 ноября 2016 года, фактически запрещающее такое требование.
Крупную нарезку Смольный попробовал летом 2016 года, когда разыграл конкурсы двумя кусками — северным и южным. Под такой метод подводили серьезную теоретическую базу: улучшенная координация, отсечение «рогов и копыт» от заказов, удобное расположение дорожных предприятий. К тогдашним чемпионам — АБЗ и ВАД — присоединился «Орион Плюс», успехи которого связывают с переменами в составе акционеров и в руководстве Дирекции транспортного строительства. Скандалы с конкурсами на ремонт дорог возникали и при относительно мелкой порайонной шинковке: например, УФАС после статьи «Фонтанки» нашло нарушения процедуры при ремонте в Кировском районе.