Прерыванием «старейшей городской традиции» называют участники клуба «ВелоПитер» отказ УГИБДД согласовать пробег, намеченный на 23 апреля. Организаторы акции в честь традиционного открытия велосезона получили отказ из-за невозможности обеспечения безопасности. Пока не согласованы открытие байкерского сезона и даже большой велопарад под патронажем Минтранса. Проблема не только в защите любителей двухколесных транспортных средств. Возможно, выбрано не то время и место.
Происходящее с петербургскими велосипедистами в сезоне 2017 года можно описать двумя словами: «день сурка». «20 лет с 1997 года мы радовались с вами весне и солнцу на «Открытиях сезона» в Петербурге. Этой традиции пришел конец» – так начинается обращение совета клуба «ВелоПитер» к горожанам, опубликованное 20 апреля в социальной сети. Практически теми же словами выражалось главное разочарование 2016 года: 40-летняя история велопробега «Белые ночи» прервалась. Тогда любителям двухколесного транспорта, скорее всего, помешал ПМЭФ. Организаторы же говорили, что готовы были перенести мероприятие, если бы поступила такая просьба от Смольного. Но чиновники промолчали.
В этом году ситуация более напряженная со всех точек зрения. «ВелоПитер» действительно готовился: 23 апреля участники должны были сесть на специальный поезд «Велосипедная стрела», предоставленный партнерской организацией, доехать до Рощино, а оттуда, уже крутя педали, – до Парка 300-летия, где должен пройти музыкальный фестиваль. После был запланирован пробег до Дворцовой площади.
«Мы начали проводить все согласования где-то месяца за 2 – 3 до запланированной даты, получили все одобрения в Смольном, однако за три дня до начала, когда уже ничего изменить нельзя, получили ответ из ГИБДД, в котором говорится, что безопасность нашу обеспечить не смогут. При этом ссылки идут на нормативные акты, на которые в других ситуациях раньше закрывали глаза», – рассказал один из организаторов пробега Александр Ротов.
В УГИБДД по Петербургу и Ленобласти говорят, что представленные на согласование схемы организации движения не имеют соответствующей инфраструктуры и технического оснащения, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения. Отсюда – отсутствие законных оснований для выделения машин сопровождения.
По мнению организаторов пробега, такой подход к безопасности не связан с терактом, произошедшим в петербургском метро 3 апреля, как могут с ходу подумать многие. «Мы 4-го и 5-го числа получали согласования в комитетах, тогда даже речи об этом не шло. А после теракта в городе было еще несколько крупных мероприятий», – добавил Ротов. Тем временем ответственность за безопасность жителей Петербурга несут (и в данной ситуации) в первую очередь сотрудники правоохранительных органов.
Итак, безопасность горожан – первая и официальная причина запрета.
Но это не все. В ближайшие два месяца сотрудникам дорожной полиции придется работать очень много. О Кубке конфедераций, который пройдет в Петербурге в июне 2017 года, известно давно. Для того чтобы его провести, стадион на Крестовском острове начинают тестировать в последний момент – первая официальная игра пройдет на нем 22 апреля. Все последующие домашние матчи «Зенита» (7 и 17 мая) – тоже. Далее последуют майские: 1-го числа традиционно по Невскому проходит шествие и большой праздник будет организован на 9 Мая. К параду Победы готовятся долго и проводят репетиции. 2017 год – не исключение. Не менее напряженным периодом станет июнь. Помимо спортивных мероприятий Петербург с 1-го по 3-е число будет проводить международный экономический форум, а 23 июня пройдет праздник выпускников «Алые паруса».
Естественно, крупные мероприятия повлекут за собой ограничения движения и стоянки на городских улицах. Например, с 23 апреля по 17 мая и с 4 июня по 3 июля Кронверкская набережная станет односторонней. Чуть раньше вступят в силу другие ограничения движения на Петроградской стороне (карты). В рамках подготовки к чемпионату мира 2018 года реконструируют Тучков мост. Переправу полностью закроют для движения 23 апреля. Это тоже добавит работы ГИБДД.
Тем временем число сотрудников дорожной полиции (в Петербурге в частности и в России в целом) планомерно сокращалось на протяжении нескольких последних лет. За официальными цифрами далеко ходить не нужно. Буквально 5 апреля заместитель министра внутренних дел России Александр Горовой произнес следующие слова.
«Сейчас на дорогах России 52,5 миллиона единиц транспорта. Динамика прироста очень существенна на фоне сокращения на 23% личного состава инспекторской дорожно-патрульной службы. Прирост составил за пять лет 35%», – заявил замминистра в Госдуме.
Отсюда вывод: сложности с организацией мероприятий могут возникнуть не только у «ВелоПитера», но и у байкеров, которые на 29 апреля наметили свое открытие сезона. «Документы по открытию мотосезона в Петербурге находятся на рассмотрении. Решение не принято», – рассказали «Водителю» в УГИБДД.
Вопрос открыт и для устроителей полумарафона по центру города 21 мая. Сомневаются даже организаторы велопробега под патронажем Минтранса, намеченного на 28 мая.
Запланированный на 22 апреля полумарафон «Белые ночи» также собирались отменить, но организаторы смогли согласовать другой маршрут. «Мы перенесли забег с Крестовского острова на Дворцовую, будем бежать несколько кругов по 3 км, сожалеем, что велопробег согласовать не смогли», – рассказали «Водителю Петербурга».
Несмотря на сложности организации в городе каких-либо спортивных мероприятий в связи с проведением и Кубка конфередраций ФИФА, и Петербургского экономического форума, велосипедисты обиделись.
«Эпоха завершена, мы больше не будем проводить никаких мероприятий, ни открытий сезона, ни ночных или каких-либо других велопробегов. Мы поняли, что не нужны городу и бороться дальше бессмысленно. Переносить или как-то дальше пытаться с ними (с ГИБДД. – Прим. ред.) бороться мы не будем. ГИБДД говорит, что мы небезопасны, ссылаются на сложные времена и так далее. Но разве не они должны эту безопасность обеспечить?» – заявил президент велоклуба Илья Гуревич.
В итоге 23 апреля из запланированного планируется лишь первая часть – «Велосипедная стрела». После приезда поезда в Рощино порядка 500 зарегистрировавшихся на пробег велоактивистов разъедутся самостоятельно в разные стороны.