Инновационная технология, примененная при ремонте Невского проспекта, дала сбой. Время показало – активисты были правы, волнуясь за судьбу главной магистрали Петербурга. Меньше четырех лет назад чиновники и подрядчики уверяли: смесь ЩМА-20 на полимерно-битумных вяжущих прослужит дольше обычной. Вышло не так. На дороге проявилась колейность, а местами «детали» покрытия и вовсе оказались под колесами машин.
Попытка тотального ремонта петербургских дорог перед Кубком Конфедераций и грядущим Чемпионатом мира по футболу 2018 года обратила внимание «Водителя Петербурга» на лицо города – Невский проспект. Посмотрев на дорогу, мы вспомнили и о деталях: во время ремонта магистрали в 2013 году общественность волновалась, а чиновники, как водится, успокаивали.
Напомним, дело было так: о качестве покрытия забеспокоились активисты движения «Красивый Петербург». В июне 2013 года они даже направили запрос в КРТИ. Проблема заключалась в непривычно крупной фракции в новом асфальте на Невском.
«Фактом является то, что дорога очень быстро разрушится. А значит, деньги из бюджета будут потрачены зря», – были уверены общественники.
Ответ чиновников и подрядчика (ЗАО «ВАД») не заставил себя ждать (фото). Если вкратце – волноваться не стоит. Напротив, инновационная смесь повышает износостойкость покрытия. Заодно оно становится менее чувствительным к морозу и воде. Более того, непривычная шероховатость Невского должна была увеличить коэффициент сцепления с колесами.
«Учитывая высокую интенсивность движения по Невскому проспекту, где в сутки проезжает порядка 100 тысяч единиц транспорта, компания (ЗАО «ВАД». – Прим. ред.) решила использовать здесь именно эту смесь», – говорили тогда. И потратили на ремонт в общей сложности 138,7 миллиона рублей.
Для того, чтобы убедиться в собственной правоте, мы обратились в УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области: отвечая за безопасность на улицах, дорожная полиция проводит проверки, в том числе и состояния асфальтового покрытия.
«В ходе комиссионного обследования маршрутов движения клиентских групп FIFA, состоявшегося 9 марта 2017 года... был выявлен недостаток проезжей части: колейность на всем протяжении Невского проспекта», – рассказали в Управлении ГИБДД. И добавили, что информация о необходимости устранения дефектов была отправлена в комитеты по благоустройству и развитию транспортной инфраструктуры еще 20 марта. К 21 апреля информация о том, какие меры предприняты для того, чтобы отремонтировать дорогу, в УГИБДД так и не поступила. То есть вопрос остался без ответа.
Тем временем о том, что с Невским что-то не так, пчелы стали догадываться еще летом 2016 года. ГУДП «Центр» провел замеры и установил то, что водители ощущали буквально собственным подвесками, — колейность имеется. Так как контракт с ВАД заключали в мае 2013-го, 4-летний гарантийный срок не истек. Смольный попытался принудить компанию исправить ситуацию на отрезке от Адмиралтейского проспекта до Лиговского. Стороны пошли в суд.
ВАД решил, что появление колейности – естественный процесс, который не входит в перечень гарантийных случаев, а для подтверждения своей правоты заказал независимую экспертизу в НПЭЦК «Перспектива». Это молодая компания, которой нет и года, но в различных формах данная организация работает уже порядка 7 лет (в частности, проводит экспертизу по аналогичным обращениям по КАД). Эксперты заявили, что причиной неровностей стал «естественный абразивный износ верхнего слоя дорожного покрытия, вызванный высокой интенсивностью движения транспорта и массовым использованием шипованной резины». К слову, от КАД ситуацию отличает большое количество светофоров, из-за которых дорога бьется еще и на разгоне-торможении.
Словом, арбитраж встал на сторону ВАД и решил: колейность дороги не связана с некачественным выполнением работ. Прозвучала загадочная фраза: «материалами дела подтверждено, что причиной выявленных дефектов явилось нарушение правил эксплуатации объекта, что исключает вину подрядчика».
В КРТИ «Водителя Петербурга» заверили, что колейность действительно является естественным процессом, который зависит от загруженности трассы. При этом чиновники обращают внимание на практически полное отсутствие выбоин на дороге, что должно говорить о высоком качестве покрытия.
Тем не менее ремонтировать Невский придется. И за городской счет. Комитет уже внес свою заявку на увеличение финансирования в рамках Адресной инвестиционной программы. В первую очередь планируют разобраться с двумя перекрестками: Невский – Садовая и Невский – Литейный. Ориентировочная стоимость составляет 4 миллиона и 8,2 миллиона рублей соответственно. Не исключено, что работы удастся провести за счет экономии в рамках конкурсных процедур по текущему ремонту. А вот о конкретных сроках чиновники говорить пока остерегаются. КРТИ рассчитывает переложить асфальт уже этим летом. Но все будет зависеть от финансирования и проведения конкурсов.
Любопытная деталь: летом 2016 года в Петербурге ремонтировали Каменноостровский проспект. Подрядчиком в северных районах города (куда по конкурсной географии входит и Петроградский) оказался тот же ВАД. В сведениях о характеристиках «объекта закупки» говорится, в том числе, и о щебеночно-мастичном асфальтобетоне, а в техническом приложении отображены требования к знакомому уже ЩМА-20. В КРТИ настаивают: на Каменноостровском проспекте в любом случае появится колейность, как на любой другой трассе, но не так быстро, как на Невском, где по одной полосе проезжает от 8 до 11 тысяч авто в сутки.
P.S. Мы отправили в ЗАО «ВАД» официальный запрос. Комментарий компании будет опубликован сразу после получения ответа.