Аэропорт Петербурга заявил о значительном росте пассажиропотока. На фоне экономического кризиса он кажется даже невероятным. И правильно кажется, соглашаются эксперты.
О том, что фантасмагоричное «дно» позади и Пулково вылезает из «воздушной ямы», управляющая компания аэропорта «Воздушные ворота Северной столицы» сообщила еще в марте. В апреле появились точные цифры: по результатам первого квартала в терминалах побывали 2 899 040 пассажиров, рост потока составил значительные 25,3% к тому же периоду прошлого года. Это первые хорошие новости с 2015 года, когда Пулково попал в мировой топ аэропортов по уменьшению количества пассажиров, за год сократив показатели на 5,4%.
Негативная тенденция продолжилась и в 2016 году, по итогам которого падение составило 1,7% – данные Fraport AG, акционера ВВСС. Другое дело в первом квартале 2017 года. В аэропорту подсчитали, что на внутренних воздушных линиях пассажиров стало на 22,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, всего 2 054 446 человек. На международных направлениях в процентном соотношении цифры еще более радостные – 32,2% роста и 844 594 человека.
Хотя цифры и внушают оптимизм, аналитики советуют взглянуть на общую картину. Ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов подчеркивает, что одна из причин красивой статистики – низкая база. «Показатели надо сравнивать не с прошлым, а, например, с 2014 годом», – подчеркивает эксперт. Тогда в Пулково тоже радовались росту количества пассажиров, но в абсолютных цифрах за первый квартал их обслужили почти в 1,5 раза больше – 4,7 млн человек.
Как считает научный сотрудник НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко, данные 2017 года пока говорят лишь о том, что «экономический спад закончился». С ним согласен главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Состояние экономики страны перестало ухудшаться, не столько увеличились доходы населения, сколько произошло привыкание к сложившейся ситуации, пройдено шоковое состояние», – отмечает Пантелеев.
При этом Федор Борисов рассказывает, что вообще-то «восстановительный рост» авиаперевозок в России начался еще в ноябре. По данным Олега Пантелеева, в целом по стране темпы роста очень высокие, лишь немногим менее 20%. Хотя в московском аэроузле перевозки восстанавливаются медленнее, чем в Петербурге. Из общей картины выбивается только Внуково, где наблюдаются впечатляющие 44% из-за роста перевозок «России» и «Победы», отмечает Пантелеев. Борисов, однако, видит причину более быстрого роста Пулково в том, что в 2015 году петербургский аэропорт провалился ниже рынка, следовательно, теперь и растет быстрее.
В целом для роста есть несколько причин. На международных направлениях большую роль сыграл курс рубля. Олег Пантелеев считает, что рост рубля немного упростил жизнь россиян, а заодно и авиакомпаний, у которых в структуре расходов валютные затраты весьма велики. Федор Борисов в свою очередь рассказал: «В Петербург активно пошли другие игроки, после того как группа компаний «Аэрофлот», для коммерческой политики которой развитие хаба в Пулково невыгодно, снизила объемы в прошлом году. Из пришедших в первую очередь стоит отметить S7 Airlines».
Еще одним важным фактором Олег Пантелеев называет стремительное завершение этапа дефицита воздушных судов на российском рынке. «Первые три квартала 2016 года авиакомпании наращивали доходную ставку, увеличивали провозные ёмкости и отлично себя чувствовали. Но уже зимой 2016-2017 годов самолётов стало так много, что перевозчикам пришлось снизить тарифы. Именно ценовое «стимулирование» стало главным фактором», – пояснил эксперт.
В этом он видит опасность для некоторых российских авиаперевозчиков, поскольку авиакомпании решили увеличить перевозки в ущерб своей доходности. «Обернётся это неизбежным уходом с рынка тех игроков, чья долговая нагрузка будет наибольшей, и кому не удастся заручиться поддержкой акционеров. На 2017 год есть осторожный оптимизм, связанный с тем, что укрепление рубля позволит компаниям удержать расходы и заработать на международных линиях. Но мина избыточной конкуренции уже заложена», – уверен Олег Пантелеев.
Наибольшие надежды на рост пассажиропотока у экспертов связаны с курортными направлениями Турции. Понятно, что в первые месяцы 2017 года влияние открытия турецкого рынка умеренное, поскольку сезон только начался. Наибольшую поддержку российским перевозчикам и аэропортам турецкие курорты окажут в «высокий сезон» – во второй половине весны и летом. «Конечно, только в том случае, если российский и турецкий президенты опять не поссорятся», – добавляют эксперты.
При этом Андрей Крамаренко подчеркивает, что рост курса рубля ухудшит позиции самого Петербурга как туристического направления. «Может случиться так, что в этом году пассажиропоток в Пулково будет расти медленнее среднего по стране. Впрочем, тут еще много разных факторов», – резюмирует эксперт.
Андрей Меньшенин,
«Фонтанка.ру»