В ленте новостей "Фонтанки" весь минувший год одно за другим появлялись сообщения о проблемах в метро. В это время Петербургский метрополитен продемонстрировал неожиданную прибыль.
Петербургская подземка, постоянно требуя повышения тарифов, по итогам 2016 года получила беспрецедентную прибыль – более 865 миллионов рублей. Цифра выглядит особенно внушительно на фоне предыдущей отчетности. По данным системы СПАРК, в 2015 году метрополитен, который тогда перевез почти 742 млн пассажиров, закончил год с убытком в 270 миллионов рублей. Однако если присмотреться к цифрам, то будет виден подвох.
По итогам минувшего года, пассажирооборот не существенно, но сократился – до 740,4 млн человек. Но пассажиры, которым с января 2016 года на 13 процентов (с 31 до 35 рублей) повысили тариф, принесли ГУП "Петербургский метрополитен" выручку 19,3 миллиарда рублей, что почти на 2 млрд выше цифры 2015 года.
При этом тарифы 2016 года так и не приблизили подземку к самоокупаемости – расходы по основному виду деятельности составили 30 миллиардов. Кассовый разрыв ГУПа, судя по отчетам, не меняется годами и стабильно составляет порядка 10 миллиардов (в 2015 году расходы – 27,1 млрд, доходы – 17 млрд). В 2015 году бюджет покрывал разницу субсидиями на 8 миллиардов, в 2016 году добавил уже 11 миллиардов. Таким образом, если бы в этом году метро получило из бюджета те же 8 миллиардов, то осталось бы еще в критически глубоком минусе.
В годовом отчете предприятия уточняется, на что больше всего тратится денег, чтобы под землей безостановочно курсировали поезда. Почти треть затрат (8 млрд) в "корзине" себестоимости – это зарплаты, 4 млрд "съела" амортизация и 6 млрд – ремонтные работы. Плюс страховые взносы (2 млрд), чуть больше – электроэнергия. Так с прочими расходами в год и "накапало" 30 миллиардов.
Прибыль метрополитена от прочих видов деятельности выросла на 7 процентов и составила почти миллиард. От рекламы прибыль ГУПа превысила 368 млн, на 17 миллионов перебив показатель 2015 года. Также подземка пополнила счета за счет сдачи имущества в аренду.
Напомним, что к эффективности продажи рекламы в метро вопросов хватает. Как ранее сообщала «Фонтанка», в последние десять лет четыре компании – «Метроном», AFCAP, «Анфас» и «Коммет» – имели доступ к размещению объявлений в петербургской подземке. Причем право на продажу рекламы все они передали компании «Проспект», которая имеет с «Метрономом» общего совладельца – Дмитрия Столова. По данным СПАРК, в 2015 году выручка «Проспекта» превысила 1 млрд рублей, «Метронома» – 300 млн рублей. Менеджмент компаний при этом связан с руководителями метрополитена. Новый контракт на рекламу на 10 лет метрополитен снова пытается заключить с «Метрономом», несмотря на противодействие УФАС.
На капремонт подземки, о сбоях в работе которой "Фонтанка" сообщает едва ли не еженедельно, ГУП в 2016 году увеличил расходы почти на миллиард – до 6,3 млрд. Почти половина суммы ушла на ремонт подвижного состава (2,2 млрд), чуть меньше на тоннели. Остальные средства поделили между эскалаторами, путевым и энергохозяйством.
Аналитик в области систем общественного транспорта Владимир Валдин заявил "Фонтанке", что для петербургского метро, фонды которого давно не обновлялись,такие ремонтные траты – мизерны. С ним соглашается профессор СПбГАСУ Андрей Горев, который считает, что метро, конечно, еще не рассыпается, но уже давно работает на предельных режимах.
Пожелания экспертов увеличить инвестиции – пока несбыточные мечты. Как сообщил "Фонтанке" глава петербургской подземки Владимир Гарюгин, в 2017 году ГУП, напротив, планирует урезать данную статью расходов до 4 миллиардов рублей.
"Это на все виды работ. В том числе, на замену оборудования. Львиная доля уйдет на эскалаторы, тоннели", – уточняет Гарюгин. И подтверждает: путевое хозяйство, эскалаторы, электроснабжение – все это давно требует огромных вложений. "Подвижному составу – 27 лет, износ вагонного парка свыше 70 процентов. Фонды петербургского метро – возрастные", – резюмирует он.
В пресс-службе ГУПа "Фонтанке" уточнили, что чаще всего технические сбои в работе фиксируются из-за подвижного состава. В 2016 году таких инцидентов было 212. И, судя по динамике, в текущем году "подземный" тренд не переломить: за первый квартал поезда уже сбоили 36 раз.
"Сбои оборудования службы сигнализации, централизации и блокировки в 2016 году фиксировались 26 раз, за первые три месяца 2017 года – 7 случаев. При этом отказов светофоров не было", – уточняют в пресс-службе и добавляют, что средний износ сигнализационного оборудования составляет 60 процентов. И в 2016 году в него вложили свыше 400 млн рублей (включая капитальные вложения – 170 млн).
Владимир Гарюгин эмоционально отреагировал на вопрос "Фонтанки" о причине частых технических инцидентов. "Не сказал бы, что их много", – сказал, как отрезал, Гарюгин и подтвердил свои слова статистикой. В 2016 году станции метро куда чаще, например, закрывались из-за бесхозных предметов. Таких ЧП оказалось 1080.
По итогам 2017 года, уже сейчас прогнозируют эксперты, ГУП вряд ли сможет показать положительную отчетность. Владимир Валдин отмечает, что пассажирооборот подземки падает, а себестоимость работы стареющего метро, напротив, растет. К тому же на ГУП, добавляет Валдин, в 2017 году "повесят" кредит на покупку части подвижного состава. "Хотя, считаю, покупать новые вагоны должен город, а потом передавать их на баланс подземки", – говорит эксперт. Отметим, что ГУП в конце 2016 года заявил о намерении открыть кредитную линию на 10,4 млрд рублей. Деньги нужны для покупки 27 составов с асинхронным двигателем на "третью" линию метро. Победителем соответствующего конкурса стал Октябрьский электровагоноремонтный завод, входящий в московскую группу "Трансмашхолдинг". Стоимость контракта – 13,7 млрд рублей.
Екатерина Кураева, "Фонтанка.ру"