Осторожное оживление
По данным Барометра финско-российской торговли, основанном на опросе предпринимателей*, более чем у половины финских предприятий (54%) бизнес в России в последнем полугодии начал расти. Обратную тенденцию отметил лишь один из десяти опрошенных. Вместе с тем доля предпринимателей из Суоми, которые верят в дальнейшее развитие российской экономики, с прошлой осени выросло с 27% до 63%. Наиболее оптимистичны малые компании.
Тем не менее в данном случае позитивный прогноз на ближайшее будущее не означает увеличение инвестиций. Компании из Суоми до сих пор отходят от экономических потрясений последних лет, вызванных эмбарго, политикой импортозамещения, ослаблением рубля и общим спадом. Лишь 26% фирм сделали инвестиции в Россию за последний год. Во время предыдущего опроса, проведённого осенью 2016-го, о вложениях в Россию заявили 27% респондентов.
«Наш бизнес серьёзно пострадал за последние два года от сложившейся в России ситуации. Теперь же мы видим, что это уже позади», - говорят участники опроса.
В дальнейшем средства в свой бизнес в РФ намерены вкладывать лишь 24% предпринимателей. Как правило, инвестиции идут в дочернюю компанию или представительство в России.
«Развитие теперь имеет позитивную тенденцию, но вряд ли удастся быстро достичь тех же темпов роста, что и до 2013 года, когда развитие экономики России стало замедляться. Хотя Россия и стремилась своей активной политикой импортозамещения ориентировать предприятия на локализацию, пока это ещё не привело к нарастанию инвестиционного интереса», - заявила Яана Реколайнен, гендиректор Финско-российской торговой палаты (ФРТП).
С другой стороны, на оживление указывает тот факт, что доля компаний, занявших выжидательную позицию, снизилась с 36% до 24%. Именно столько фирм не предпринимали никаких мер, наблюдая за развитием российской экономики. Каждая вторая компания (50%) прилагала значительные усилия к укреплению продаж, 43% активизировали маркетинг. О сокращении сотрудников в России думают уже не 15, а 9%. Один процент компаний всё же обдумывает уход с российского рынка (осенью таковых было больше). Как уточнили в ФРТП, в основном это финские компании-экспортеры, у которых нет существенных инвестиций и которые потеряли спрос на свой товар или услуги, например связи с ослаблением курса рубля.
«Компании стараются быть осторожными и пока еще следят за ситуацией и наблюдают, останется ли позитивный тренд долговременным», - прокомментировал результаты исследования представитель ФРТП Танели Добровольский.
Подробнее о финских компаниях на российском рынке читайте в лонгриде "Бизнес с финской ДНК"
Компании, ведущие торговлю с Россией, подтверждают статистику таможни Финляндии, указывающую на постепенное возвращение к увеличению показателей в последние несколько месяцев. Из тех, кто возит свои товары в РФ, на рост экспорта из Финляндии указывают 37%, позитивную тенденцию в этом направлении видят 57% компаний. Каждая третья фирма-импортёр (32%) отмечает увеличение объёмов своих поставок из России. Особенно успешными в этом плане оказались те, кто имеет также другой бизнес на российской почве.
Непредсказуемость и протекционизм
Главные проблемы, с которыми сталкивается финский бизнес в России, - это нестабильность экономики, низкий спрос и курс рубля. Их влияние испытывает каждая третья компания. Политика и санкции вставляют палки в колёса 29 процентам опрошенных. Часто развитию мешает и нехватка денег. Также упоминается несовершенное законодательство, сложности с поиском клиентов, таможенные процедуры, бюрократия. Вопрос обострения конкуренции у промышленных компаний встаёт чаще, чем у других.
«[Видны] слабые позитивные сигналы, говорящие о том, что происходит в России. Но ведь это непредсказуемая страна!» - приводит слова одного из своих членов Финско-российская торговая палата.
Особой преградой, как отмечают 52% финских бизнесменов, стал протекционизм в российской политике, то есть главным образом политика импортозамещения или законодательство, которое дает привилегии российским компаниям в государственных тендерах. Особенно это коснулось тех, кто ведёт предпринимательскую деятельность непосредственно в России (60%), тогда как из импортёров протекционизм ощущают 39%.
«Указание о том, что необходимо использовать местное производство, заблокировало торговлю наших клиентов», - жалуются финские предприниматели.
Петри Вуорио, директор Союза деловой жизни EK (объединяет большинство профсоюзов Финляндии), считает, что такая политика защиты отечественных производителей в последнее время усиливается: «Все больше финских компаний страдает от российского протекционизма. Торговая политика президента Трампа делает протекционизм более социально приемлемым, и, к сожалению, Россия делает целенаправленные шаги в этом же направлении».
*Исследование ФРТП основано на опросе 300 представителей членов палаты, который проводился в марте 2017 года (среди них 80% экспортируют в Россию, 61% ведут бизнес в РФ, 38% занимаются исключительно экспортом в РФ, 30% импортируют из РФ).