Дорожная интрига разрешилась - Смольный назвал подрядчиков, которые этим летом приступят к ремонту городских улиц. Две из трех компаний «помогли» городу с Яхтенным мостом, третья уже обещала поучаствовать в будущих «благотворительных» проектах.
"Орион плюс" займется спасением магистралей на юго-западе Петербурга, "ВАДу"достались северные районы. "АБЗ-Дорстрой" берется за ремонт дорог на юго-востоке. Сообща генподрядчики до 30 сентября (так гласит конкурсная документация) должны капитально отремонтировать 74 улицы, вошедшие в адресную программу.
Торги прошли без жесткой конкуренции. В документации на сайте госзакупок сообщается, что в каждом из трех аукционов лидировали по два участника, которые пошли на незначительное понижение цены. Так, лот по ремонту северной части города снизился с 1,019 до 1,014 млрд рублей. Юго-восток подешевел с 1,029 до 1,024 миллиарда. Смета ремонта юго-западной части города изменилась с 1,031 до 1,026 млрд рублей.
Еще до завершения торгов участники рынка предполагали, что за подряды поборются такие мастодонты дорожного строительства, как "ВАД", "АБЗ-Дорстрой", "Возрождение" и "Орион плюс".
Дорожники, впрочем, допускали и неожиданный сценарий, исключая из списка компанию "ВАД". Она с недавнего времени перестала быть крупным налогоплательщиком Петербурга и тихо, без объяснения причин, поменяла свою "прописку" на Вологодскую область (информация о перерегистрации "ВАДа" появилась в системе СПАРК в начале 2017 года).
Решение "ВАДа" сменить регион присутствия, кстати, стало для строителей полной неожиданностью. Глава Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга "ДОРМОСТ" Кирилл Иванов, который, как принято считать, знает всех коллег, в разговоре с "Фонтанкой" не смог предположить,чем мотивировано решение топ-менеджмента"ВАДа".
Но, по данным "СПАРКа", экс-петербургской компании в чужом регионе вполне комфортно. В самом конце 2016 года она уже получила ряд крупных контрактов по новому месту "жительства". В том числе более чем за миллиард в общей сложности "ВАД" отремонтирует участки трассы М-7 "Холмогоры" (проходит по территории Московской, Ярославской, Вологодской и Архангельской областей). Всего по итогам 2016 года, сообщает СПАРК, в портфеле "ВАДа" значатся 43 контракта на общую сумму 29,3 млрд рублей.
Остальным игрокам дорожно-строительного рынка Петербурга до таких высот далеко. И степень загруженности по итогам весны у всех оказалась разной. "Орион плюс", дела которого резко пошли в гору за последние пару лет, по итогам 2016 года отработал петербургских контрактов на 4,9 млрд рублей. В том числе занимался капремонтом петербургских магистралей. В 2017 году исполнитель госзаказов уже получил два крупных объекта на общую сумму 2,3 млрд рублей (строительство проезда по южному берегу Обводного канала от Глухоозерского шоссе до пр. Обуховской Обороны и строительство Южной улицы в Лахте).
"Возрождение", которое осталось без подряда, по данным СПАРКа, в текущем году загружено работой по реконструкции перрона № 3 в Пулково. Эта площадка аэропорта предназначена для обслуживания VIP-пассажиров — участников Петербургского международного экономического форума и чемпионата мира по футболу 2018 года. Контракт на 1,8 миллиарда должен быть исполнен к маю 2018 года.
В худшей ситуации на сегодняшний день оставался "АБЗ-Дорстрой", который в прошлом году был загружен работой на 7,6 миллиарда. А вот весной 2017 года подрядчик претендовал на ремонт тоннеля на площади Победы, но в этой скромной закупке на 33 миллиона рублей повезло ЗАО «Экодор".
Напомним, "АБЗ-Дорстрой", "ВАД" и "Возрождение" добровольно вкладывали свои деньги в строительство Яхтенного моста, который после открытия будет передан в дар Петербургу. Чтобы оплатить переправу стоимостью почти 2 млрд рублей, строители объединились в ассоциацию "Открытое пространство". "Фонтанка" сообщала, что у дарителей все неплохо с госконтрактами. "Орион плюс" меценатством пока не занимался, но это вопрос времени. Новый фаворит Смольного уже пообещал вступить в "Открытое пространство".
Комитет по развитию дорожной инфраструктуры постоянно упирает на главенство конкурсных процедуры — в частности, говоря об отсутствии приоритетов для компаний, строивших Яхтенный мост. Тем не менее имена вероятных получателей контрактов на ремонт дорог заведомо были секретом Полишинеля. Компания «Регион-Строй» прямо назвала их в своей жалобе в ФАС: «Данное укрупнение (лотов — при. корр.) позволяет заказчику распределить лоты между Орион+, АБЗ-Дорстрой, ВАД. По случайному стечению обстоятельств, всего три лота и всего три чемпиона» (орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Прим. ред.)». Жалоба была признана необоснованной.
Сегодняшние победители аукционов в ближайшие дни наверняка назовут своих субподрядчиков, так как самостоятельно в уже критические сроки летний ремонт им до конца сентября не завершить, уверены игроки рынка. По оценке участников дорожного рынка, привлеченным, более мелким компаниям, которым затруднительно самостоятельно выигрывать миллиардные аукционы, будет передано от 50 до 70 процентов подрядов.
Именно привлеченным «большой тройкой» фирмам, предполагает собеседник "Фонтанки" на условиях анонимности, достанутся самые сложные магистрали – с большим количеством перекрестков и люков на проезжей части. В общем, участки, где работы и согласований с ГИБДД и коммунальщиками будет много, а вот маржа в итоге окажется весьма скромной.
Как сообщала "Фонтанка", круг потенциальных исполнителей работ и так сужается – дорожники, недовольные расценками Смольного, активно ищут заказы в других регионах. Такая тенденция, оценивает Кирил Иванов, "тянется" последние лет восемь.
Текущий год перемен не принесет. "Компании разбегаются по другим субъектам России. В Петербурге работы практически нет, расценки предлагаются необъективные. Мы, например, смотрим в сторону Крыма и Москвы. Хотя, конечно, удобнее было бы работать дома", – говорит глава ООО "Доринжиниринг" Сергей Грачев.
Впрочем, в число потенциальных субподрядчиков могут войти компании Ленобласти. Интересной особенностью нынешней дорожной кампании стало именно то, что работу у петербуржцев пытались перехватить дорожники из соседнего региона.
Как сообщала "Фонтанка", еще на этапе рассмотрения конкурсной документации сразу две структуры из области – "Регион-Строй" и "Дортекс" – обжаловали аукционы в УФАС Санкт-Петербурга. Заявители дружно указали антимонопольщикам на то, что Смольный необоснованно укрупнил лоты, разбив Северную столицу на три зоны. "Дортекс" также усомнился в адекватности требований к будущим исполнителям работ, в которые могут вписаться лишь крупные игроки.
Кирилл Иванов напоминает, что раньше между городскими и областными компаниями негласно был заключен "пакт о ненападении". Петербуржцы не заявлялись на аукционы Ленобласти, областники не участвовали в торгах Смольного. Но нестабильность дорожно-строительного рынка дезавуировала эту договоренность. "Жалобы в УФАС, поданные соседями, вполне могут стать предметом некоторого давления на Смольный. В итоге недовольных строителей могут привлечь к субподрядным работам, в ответ они откажутся от своих заявлений", – рассуждает Иванов.
Латание 74 городских дорог за три миллиарда, как сообщала "Фонтанка", не окончательная цифра. КРТИ надеется удвоить эту цифру по итогам весенних корректировок бюджета Санкт-Петербурга. Как сообщил начальник отдела ремонта дорог КРТИ Николай Рыжов, если в ремонт городских улиц бюджет вложит еще 3,5 млрд рублей, то новые аукционы уже будут раздроблены на мелкие лоты, чтобы не затягивать процесс госзакупки. Контрактам свыше миллиарда рублей, напомним, требуется публичное обсуждение. И тогда дорожники приступят к работе в лучшем случае только к осени, когда начинать капремонт магистралей уже будет бессмысленно. По оценке Рыжова, в новую адресную программу дополнительно могут войти порядка 60 улиц Петербурга.
Екатерина Кураева, "Фонтанка.ру"