Прокуратура просит возбудить уголовные дела против руководства метрополитена и комитета транспорта. Подземка признана небезопасной. В Смольном формулируют официальную позицию. Собеседники «Фонтанки» сетуют на ограниченность бюджета.
Об уголовной ответственности за огрехи в системе безопасности начальник метрополитена Владимир Гарюгин, по данным «Фонтанки», предупреждался еще три года назад. С соответствием федеральным требованиям подземка не успела и к маю 2017-го. На столе главы Следственного комитета Петербурга Александра Клауса лежат материалы на возбуждение дел.
Интеллектуальное видеонаблюдение
Одновременно с возбуждением дела в отношении инспектора подземки за беспрепятственный проход на станцию «Академическая» предполагаемого смертника Джалилова прокуратура решила взглянуть на безопасность в целом. Очевидно, что за уязвимость системы не может нести ответственность рядовой сотрудник.
Камертоном послужили требования Минтранса к безопасности на метрополитене (приказ № 130 от 29 апреля 2011 года, издан после теракта в Домодедово).
В начале апреля 2017 года федеральные СМИ вышли с новостью, что премьер Дмитрий Медведев велел в трехмесячный срок провести оценку уязвимости метро. На самом деле, она уже проводилась летом 2011-го в рамках 130-го приказа. На реализацию плана транспортной безопасности тогда был отведен год.
По федеральному нормативу все 67 станций метро Петербурга должны быть оборудованы системой интеллектуального видеонаблюдения (СИВ) с функцией распознавания лиц и предметов. Частично работу выполнили – визуально такую станцию можно определить по скученности нескольких камер в одной точке, расположенных под разными углами. Они одновременно снимают лица пассажиров или предметы и собирают трехмерную картинку. Например, оперативно определяют бесхозные вещи, но, правда, пока не слишком успешны в идентификации преступников.
Установка СИВ началась в 2013 году, на данный момент ею оборудованы только 23 станции. В списке, например, отсутствуют «Технологический институт», «Сенная площадь», «Владимирская», «Площадь Восстания», «Садовая», «Спасская», «Адмиралтейская», «Горьковская».
Источники «Фонтанки», близкие к транспортному комплексу, проблему подтверждают, но отмечают, что у метрополитена и города пока просто не хватило финансирования на все станции. Деньги на интеллектуальное видеонаблюдение поступали из федерального бюджета (всего 2,1 млрд рублей, с 2010-го по 2015-й). Но он не обеспечил потребности метро в полном объеме. Установка систем проходила под надзором Минтранса, нецелевое расходование не выявлено, хотя пилотный проект на «Ладожской» стоил 5,5 млн рублей, а последующие – 40 млн. А в 2016-2017 годах средства под СИВ из столицы вообще перестали выделять.
О том, что две трети станций не оборудованы интеллектуальной системой, говорится и в ответе Георгия Полтавченко депутатам ЗакСа. Драму губернатор из этого не делает, хотя проблему отмечает. По его словам, заявка на дооснащение СИВ отправлена, она включена в проект комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте до 2020 года.
Типовая система наблюдения
В абсолютном выражении оснащенность метро обычными камерами, которые не попадают под критерии СИВ, внушительна. Их тысячи. За станцией «Купчино», например, наблюдают 159 устройств, «Площадью Ленина» – 163, «Невским проспектом» – 205.
Но и в типовом хозяйстве нашлись недостатки. На нескольких станциях обнаружены неисправные камеры («Московская», «Лиговский проспект», «Крестовский остров» и другие). Некоторые, как в «Девяткино», украдены год назад и до сих пор не восстановлены.
По данным «Фонтанки», свои объяснения прокуратуре давал начальник метро Владимир Гарюгин. Он сообщил, что «не обладает информацией о неисправном состоянии видеооборудования на станциях».
130-й приказ Минтранса предписывает тотально контролировать подземку камерами. По состоянию на 4 апреля 2017 года имелись слепые зоны на 34 станциях, в том числе на «Достоевской», «Технологическом институте», «Пионерской», «Чернышевской». В слепой зоне находятся участок перехода со «Спасской» на «Сенную площадь», подходной коридор к эскалаторам на «Садовой», зона малых эскалаторов на «Адмиралтейской», эскалатор на «Василеостровской».
Учитывая, что предприятие «Петербургский метрополитен» отнесено к ведению комитета по транспорту Смольного, прокуратура пришла к выводу:
«Комитетом и метрополитеном не обеспечено надлежащим образом исполнение требований приказа от 29 апреля 2011 года № 130 в части обеспечения видеонаблюдения». «Чтобы выполнить эти требования, пришлось бы еще на несколько рублей повысить стоимость проезда», – объясняет близкий к Смольному собеседник «Фонтанки».
Металлодетекторы
Комитет по транспорту 11 сентября 2015 года заключил контракт с ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (СНТ) на поставку 325 металлодетекторов стоимостью 60 млн рублей. В декабре 2015-го зампредседателя комитета Олег Матвеев подписал акты приемки оборудования для 67 станций, оно было закреплено за метрополитеном на праве хозяйственного ведения.
Владимир Гарюгин дал указание провести опытное опробование металлодетекторов, которое не подразумевает работу под максимальной нагрузкой. К постоянной эксплуатации устройств предприятие формально приступило лишь 7 ноября. Но, по мнению производителя, «так называемая пробная эксплуатация фактически являлась обычным использованием оборудования в экстремальных условиях», при этом техобслуживание (ТО) не проводилось. В августе 2016 года гендиректор компании Дмитрий Басов направил в метрополитен письмо с указанием, что металлодетекторы работают в условиях повышенной влажности и запыленности воздуха, и это приводит «к постоянному загрязнению внутренней и внешней поверхностей оборудования, а также скоплению грязи в электронных блоках». Басов уточнил, что отсутствие ТО привело к учащенным выходам из строя и неустойчивой работе.
Регламент техобслуживания металлодетекторов серии SmartScan (они установлены в петербургском метро) предусматривает десять видов работ (по разу в полгода-год каждый). Но ТО не входит в условия договора. 12 января 2017 года СНТ согласились обучить двух сотрудников подземки навыкам техобслуживания при условии оплаты 450 тыс. рублей и закупки тестового оборудования на 1 млн 450 тыс. рублей. Это предложение метрополитеном обсуждается.
Сотрудники
На днях руководство подземки заявило о расширении службы контроля на метрополитене (СКМ) на 513 человек. Безусловно, это реакция на теракт, причем вынужденная. В планы Владимира Гарюгина увеличение зарплатной ведомости не входило.
СКМ выполняет функции специализированного подразделения по обеспечению безопасности. Его наличия требует 130-й приказ. «Фонтанка» уже писала об отсутствии профессиональных навыков у инспекторов службы (например, умения оценивать поведение человека по внешности), а также нереализованных планах подземки нанять лицензированных охранников.
Более того, с 1 апреля 2017 года метрополитен перешел на сокращенный режим работы СКМ, которая обязана вести непрерывное наблюдение за пассажиропотоком, проходящим через металлодетекторы. На 59 станциях в вечерне-ночные смены (с 20.00 до 08.00) дежурил один инспектор. Согласно внутренним распоряжениям предприятия, с 22.00 до закрытия станции и с открытия по 7.00 старший смены СКМ работал в кабине дежурного по вестибюлю, и он не имел возможности одновременно обследовать пассажиров.
Владимир Гарюгин объяснил прокуратуре сокращение сотрудников на станциях в вечернее, ночное и утреннее время «экономией денежных средств предприятия». «Метрополитену не хватает бюджета, и на мероприятия по безопасности, и на перевозку пассажиров», – защищает главу метрополитена собеседник «Фонтанки» в Смольном.
Но судя по объявленному плану нанять еще 513 инспекторов, сэкономить на СКМ уже не удастся.
По информации «Фонтанки», начальник метрополитена уже получал в июне 2014 года предостережение прокуратуры за нарушение непрерывности наблюдения за пассажирами. Он лично расписался под предупреждением об уголовной ответственности, предусмотренной статьями 263.1 УК («Нарушение требований транспортной безопасности») и 293 УК («Халатность»).
Свои выводы прокуратура направила руководителю ГСУ СК Петербурга Александру Клаусу для решения вопроса об уголовном преследовании. В них, среди прочего, указано:
«В действиях неустановленных должностных лиц ГУП «Петербургский метрополитен» и комитета по транспорту усматриваются признаки преступлений, предусмотренных статьями 238 («Оказание небезопасных услуг») и 263.1 УК («Нарушение требований транспортной безопасности»)».
«Фонтанка» направила запросы в комитет по транспорту и метрополитен. Ответы пока не получены.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»