Уголовное дело, возбужденное в отношении петербургского водителя якобы за отсутствие знака «Шипы» на машине, прошло проверку ГИБДД. В полиции выяснили, что это нарушение оказалось лишь одним из немногих в списке куда более серьезных. А после первой остановки и предупреждения о том, что надо ехать на ремонт, инструктор продолжил учить кандидата в водители.
Об истории о возбужденном уголовном деле якобы за отсутствие знака «Шипы» «Водитель Петербурга» рассказал 24 апреля. Тогда правозащитники да и сам фигурант утверждали, что инструктор одной из городских автошкол рискует стать уголовником. Его дважды за один день остановили сотрудники ГИБДД. Нарушение нашли – отсутствие знака «Шипы». Потом через пару минут водителя и его ученика снова остановили, что и стало причиной возбуждения уголовного дела. Об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Сейчас УГИБДД по Петербургу и Ленобласти закончило свою проверку обстоятельств этой истории. Как рассказали «Водителю Петербурга» в отделе пропаганды, все произошло 13 апреля 2017 года. Тогда примерно в 16:45 рядом с домом 14 по Школьной улице наряд технического надзора дорожной полиции за нарушение ПДД остановил Mitsubishi Lancer. Благодаря опознавательному знаку инспекторы сразу знали – речь идет об учебной машине. Нарушение же заключалось в том, что на машине не были включены задние противотуманки, а в тот момент в городе начинался сильный снег.
Известно также, что в момент остановки за рулем находился молодой кандидат в водители, рядом сидел инструктор (он является мастером производственного обучения ООО «Автомобильный юридический центр «Светланин дом»).
При визуальном осмотре инспекторы увидели, что в машине нет огнетушителя и аптечки с действующим сроком годности, не работает задний противотуманный фонарь.
Словом, если четко действовать букве закона, на такой машине ездить нельзя. Инспекторы оформили протокол. Конечно, «Водитель» задал вопрос о загадочной печати и запрете эксплуатации (он, напомним, был отменен еще в ноябре 2014 года). По словам сотрудников полиции, сейчас в ситуации, когда автомобиль использовать нельзя, слова о запрете эксплуатации означают лишь одно – нарушитель незамедлительно должен выехать к месту ремонта. Печать ставится для того, чтобы водитель четко осознал уже проговоренное: работать дальше можно лишь после устранения неисправностей.
В данной ситуации инспекторы технадзора ГИБДД руководствовались Правилами дорожного движения вкупе с положениями по допуску транспортных средств и перечнем неисправностей, при которых эксплуатация машины запрещена (скриншоты соответствующих пунктов смотрите в фоторепортаже).
Словом, после составления протокола инструктора автошколы и его ученика отпустили. А инспекторы технадзора ГИБДД какое-то время находились в районе набережной Черной речки.
Второй раз тот же «Мицубиши Лансер» остановили в тот же день всего полчаса спустя, в 17:15. За рулем, по данным ГИБДД, по-прежнему находился ученик. Причем тот же. Из этого в дорожной полиции делают вывод: «Это свидетельствовало об оказании услуг по обучению навыкам вождения, при этом выявленные ранее неисправности устранены не были».
А вот это уже состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 Уголовного кодекса России. Той самой, о которой «Водитель» писал выше.
Дальше работа инспекторов ГИБДД с водителем фактически была закончена. В дело вступил следователь отдела по Приморскому району ГСУ СК.
Приехав на место, следователь осмотрел место происшествия, составил протокол с участием двух понятых. После этого у водителя были изъяты ключи от иномарки, а также находившиеся в ней аптечка и ключи. Эти предметы стали вещдоком. Сам Mitsubishi «с целью сохранения следов преступления» на машине был поставлен на территории УМВД по Приморскому району, а водителя-инструктора доставили на допрос. Работа на месте была завершена лишь к часу ночи.
Уже 19 апреля иномарку при помощи эвакуатора и по поручению старшего следователя доставили на станцию технического контроля. Перечень неисправностей отсутствием знака «Шипы», сломанной противотуманкой и просроченными аптекой и огнетушителем не ограничился. Вдобавок к этому эксперты нашли следующие нарушения:
- неисправное освещение заднего государственного регистрационного знака;
- отсутствие подголовника пассажирского сиденья;
- неисправность замка задней левой пассажирской двери;
- остаточная глубина рисунка протектора шин – 2,5 миллиметра при положенных 4-х;
- уровень жидкости гидроусилителя руля ниже минимальной отметки;
- отсутствие пломбировки дополнительных педалей.
Словом, вывод экспертов звучит следующим образом: «Эксплуатация данного транспортного средства при обнаруженных неисправностях влечет за собой оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровью граждан».
Кстати, по данным «Водителя Петербурга», если бы в момент второй остановки сотрудниками ГИБДД инструктор ехал один, таких последствий бы не было: его движение могли счесть за попытку добраться до ремонтной мастерской. Однако, несмотря на временной люфт несколько больший, чем говорит сам профессиональный водитель, в салоне «Мицубиши» по-прежнему сидел ученик.