Жители Шушар прогулялись по поселку с вице-губернатором Игорем Албиным. Районным чиновникам хотелось показать, кому в Шушарах жить хорошо, а активистам — в очередной раз пожаловаться на темноту, дороги и дураков.
Вице-губернатор должен был появиться у стен школы на Пушкинской улице в 13.00 5 мая. За две минуты до часа икс корреспондент «Фонтанки» позвонил из пробки на въезде местному активисту, чтобы узнать масштабы своего опоздания. «Шеф еще едет, – ухмыльнулся в трубку местный житель. – Ну как едет... в одном заторе стоите, зуб даю».
На раздачу зубных рядов, очевидно, в этот день сделали ставки районные чиновники, заготовившие обещаний на год вперед. Когда Албин во втором часу все же добрался до места встречи, демонстрацию местных успехов начали со школьного здания после недавнего ремонта. «Вы фасады видите, нет?» – поинтересовался вице-губернатор остротой зрения у представителей компании «Лидер-групп», которые наводили красоту. «Фасады уже облупились, свето-техническое оборудование отвалилось, так принимать ничего нельзя», – хмурился Албин. «К концу месяца все будет готово», – заверил глава застройщика Сергей Гайденко. «В идеальное состояние приводите», – наставлял чиновник. «Именно так», – соглашался строитель. Все работы в приказном порядке должны закончить к 1 августа, чтобы через месяц школьники смогли переехать из соседней 459-й и оценить на новом месте опеку взрослых из Смольного. Подрядчик, комстрой, Фонд капстроительства и комитет по энергетике взяли под козырек: к 1 сентября школе быть.
Ветреными дворами делегация перемещается к соседнему зданию местной администрации. С этим домом все понятно, и на формальный обход заходят только вице-губернатор с главой района Дмитрием Берестовым. «Вы только не пугайтесь», – почему-то предупреждает Берестов обитателей каждого кабинета перед появлением Албина. После таких предостережений сотрудники, разумеется, пугаются и, нервно улыбаясь, отвечают на вопросы. Интернет хороший, техника работает, налоги поступают, бухгалтерия на высоте.
Возвращаемся на свет божий, где происходит беглый осмотр детской площадки. Стандартный такой набор привычных глазу цветных пластиковых горок и качелей. Кто-то из муниципалитета говорит про современные разработки, кто-то о безопасном оборудовании. И тут на улице первой не выдерживает напора успокоительных отчетов мужчин в пиджаках, украшенных георгиевскими лентами, создательница движения «Активные Шушары» Ирина Бондарь.
«Игорь Николаевич, вы только одну площадку видите, а у нас в поселке ни одна из них не имеет освещения – вечерами дети не гуляют, проблему не решают», – пожаловалась Бондарь. Из 30 районных площадок и правда ни одна не освещена, но это проблема не только Шушар, спешит успокоить глава района. «Комитет по энергетике и Ленсвет ко мне подойдите», – скомандовал Албин. Пристыженные энергетики сообщили, что по одиннадцати площадкам уже ведется проектирование. «Год вы берете на проектирование, вы о чем вообще говорите? Такие работы у профессионалов занимают месяц, еще два месяца на выполнение работ — устроили тут эпопею», – отчитывал вице-губернатор. Десятого числа энергетики придут к нему с планом действий. Потому что он так сказал.
Идем дальше. По дороге одна из девушек в группе падает на асфальт, зацепившись каблуком о выбоину, но обходится без последствий: подняли, отряхнули, мрачно пошутили о качестве дорог. Воодушевленные поддержкой активисты, назло районным бонзам, показывают Албину свои болевые точки: вот перед нами заброшенный каркас спортивного комплекса. По оценкам местных, стоит в таком состоянии не то десять, не то двадцать лет. Здание всем своим видом наводит на философские мысли: ничто не имеет начала, ничто не имеет конца. Нет, правда, строение как бы говорит нам, что было здесь всегда и будет стоять вечно. «А кто собственник? Ему, может, помощь нужна, поддержка?» – внезапно заботливо спрашивает чиновник. Женщины млеют. Частного инвестора тут же обещают найти и привезти в Смольный, привести в чувства, к вящей радости жильцов дома, выходящего на долгострой.
Рядом стоит незавершенное кирпичное здание. Через год здесь собирались открыть почтовое отделение, но рабочий конь здесь еще не валялся, почтовые голуби не прилетели. Решено вызвать на разговор «Почту России». Ставим галочку, уходим.
Ветер крепчает, настроения пасмурнеют. Перед нами будущее отделение полиции, которое еще на подходе Албин окрестил «позором строительного комплекса Петербурга, о котором знают все». Серое здание с грустненькой облицовочной плиткой начали строить-вымучивать еще в десятом году. Безымянный куратор объекта выходит на отчет с бумажкой, которую резко переворачивает вице-губернатор: за столько лет грех не выучить матчасть. История унылая, как фасад этого дома: подрядчик в сроки не уложился, контракт на 132 млн рублей перерос в работы на 158 миллионов, развод оброс судами. Компанию «СтройПрофКомплекс» на площадке технично заменило «СУ-305», которое приступает к работам и должно довести дело до ума, но как только… «Когда?» – нетерпеливо перебивает ревизор. К 20 июля должны завершить все работы, выдыхает испытуемый. До финишной прямой надо наделать дел на 10 миллионов рублей: электроснабжение, благоустройство и установка дизельного генератора, что-то еще по мелочи. Звучит неплохо, но громовержец требует пояснить, почему так долго. Ему объясняют с рефреном про 20 июля. «Первого июля», – поправляет Албин. «Первого июля», – вынужденно соглашается собеседник.
В самом здании этому человеку еще достанется за неважную ориентацию на местности («куратор объекта не знает объект»), за протечки на потолке («прекрасно-прекрасно»). На крыше большие сомнения вызвало покрытие кровли — велено заливать его и тестировать надежность состава. С небес спускаемся на землю, и в подвале выясняется, что подполье дома стоит в воде. «Сезон паводков закончился месяц назад, вы чем собирались оправдываться?» – спрашивает Албин так, будто кто-то всерьез собирался оправдываться.
Не все выбираются из воды сухими. «В первой декаде июля снова буду в Шушарах. И прошу завершить вас работы на этом многострадальном объекте, позориться прекращайте, ладно?» – уже на выходе резюмирует Игорь Албин. Ладно.
Веселее пошли дела в школе №93, город два года назад выкупил ее у компании «Дальпитерстрой». Детское окружение и запахи из столовой смягчили настроение вице-губернатора: прошлись по младшим классам, внесли в уроки радостный переполох. Заглянули в детсад, расположенный в крыле здания: здесь был тихий час, и визит высокого начальства прошел незамеченным.
В уютной школьной библиотеке за круглыми столами собираемся перейти Рубикон этого дня. На рабочем совещании сразу же все софиты – на работающих в поселке застройщиков. Им дают понять, что соскочить с проблем строительства дорог и поликлиник-детсадов-школ не получится. По последним данным, в Шушарах недостает 2,2 тыс. мест в детсадах, 3,8 тыс. мест в школах. Поэтому, говорит Албин, новые стройки должны ограничиваться в масштабах. А тем, кто не захочет строить социальные объекты, запросто запретят возводить новые дома, все просто.
Под занавес порадовали местных жителей обещаниями решить проблему легендарных шушарских пробок. Глава КРТИ Сергей Харлашкин сообщил, что уже готов план по подключению Шушар к кольцевой автодороге, чиновники уже предложили эту идею Минтрансу и Росавтодору. Внутриквартальные убитые дороги, созданные застройщиками, Албин предложил перевести на баланс города через механизм признания их «бесхозяйными».
Острый момент, казалось бы, наконец настал, когда градозащитники поинтересовались, почему их предложения и транспортные чаяния не нашли отражения в Генплане. Но и здесь Албин смог успокоить возникшее недовольство, пообещав, что депутаты ЗакСа еще смогут скорректировать все предложения на рассмотрении закона. Ответ был принят.
Бдительность Шушар, кажется, удалось усыпить скромным обаянием вице-губернатора. Но когда обнадеженные участники Большого похода расходились после трудного дня, одна из самых шумных жительниц поселка подвела итог. «Мы все это уже слышали, посмотрим, что будет на этот раз».
Посмотрим.
Айгуль Абдуллина, «Фонтанка.ру»