Петербургская полиция была уверена, что задержанный якобы 11 мая по делу о теракте в метро Мухаммадюсуф Эрматов уже больше месяца находится в распоряжении ФСБ. Что с ним происходило, не знает даже следствие.
Информацию о задержании в Москве еще одного гражданина Киргизии, подозреваемого в подрыве поезда подземки, госбезопасность дала СМИ вечером 11 мая. За несколько часов до рассылки отец Мухаммадюсуфа Эрматова потревожил петербургский отдел полиции, который еще 5 апреля зарегистрировал заявление о бесследном исчезновении мужчины. «Вашего сына никто и не искал, он давно у ФСБ», – якобы ответили Эрматову-старшему.
Как стало известно «Фонтанке», около половины второго дня 11 мая в 23-й отдел полиции Невского района пришел Баходыр Эрматов. Он поинтересовался, как продвигается розыск его старшего сына Мухаммадюсуфа Эрматова. Заявление о безвестном исчезновении было подано поздно вечером 5 апреля и зарегистрировано под номером КУСП-3863.
Напомним, 3 апреля 2017 года произошел взрыв на синей ветке метро Петербурга. В поисках соучастников предполагаемого смертника внимание ФСБ сконцентрировалось на Невском районе. 5 апреля по дороге на работу исчез Мухаммадюсуф Эрматов. Рано утром 6-го его квартиру на Товарищеском проспекте, 22, взяли штурмом. После внепроцессуальных манипуляций в виде отбора слюны были задержаны шесть человек, в том числе младший брат Эрматова Ибрагим, который и обращался в отдел полиции с заявлением о пропаже Мухаммадюсуфа.
Днем 11 мая сотрудники дежурной части сообщили Баходыру Эрматову, что поиски сына не ведутся ввиду их бессмысленности. Он, Мухаммадюсуф, якобы был задержан того же 5 апреля силами ФСБ по делу о теракте. Поэтому разыскное дело не заводилось.
Это стало неожиданностью для Баходыра Эрматова, так как ни одного сообщения о задержании старшего сына не поступало ни от Следственного комитета, в производстве которого находится уголовное дело, ни от средств массовой информации. Наоборот, судьба остальных жильцов квартиры на Товарищеском освещалась широко. На настоящий момент всем предъявлено обвинение в теракте, готовится их этапирование в Москву.
Через три часа после посещения Баходыром Эрматовым 23-го отдела полиции ФСБ разослала в федеральные СМИ релиз об «осуществлении 11 мая в Москве розыска и задержания в рамках отдельного следственного поручения СКР Эрматова М.Б., являющегося связью совершившего подрыв самодельного взрывного устройства в метро Петербурга террориста-смертника Акбаржона Джалилова».
Баходыр Эрматов прочитал информацию в СМИ и в 18.05 набрал номер столичного следователя СКР Антона Никитина, который входит в следственную группу по расследованию теракта. В двухминутном разговоре следователь дал понять, что о задержании Мухаммадюсуфа ему неизвестно, и тем более для него стал новостью пересказ беседы отца с сотрудниками 23-го отдела полиции Невского района.
Эрматов подтвердил «Фонтанке» звонок Никитину и добавил, что следователь пообещал передать полученные сведения генералу Николаю Ущаповскому – старшему следователю по особо важным делам при председателе СКР.
В 18.24 на сайте Следственного комитета появился пресс-релиз о задержании в Москве Мухаммадюсуфа.
Следователь Антон Никитин на звонок «Фонтанки» не ответил.
Альтернативные версии по времени и обстоятельствам поимки вероятных соучастников теракта появляются не первый раз.15 апреля из больницы в Киргизии силами госбезопасности был вывезен Акрам Азимов, а 19 апреля ФСБ распространила видео с его задержанием в Москве. Родственники заявили о постановочном характере спецоперации, так как, по их мнению, Акрам Азимов уже несколько дней находился в руках спецслужбы.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»