Петербург к концу весны 2017 года фактически живет без городского велопроката. Сервис до лета будет работать в тестовом режиме на считаных станциях. Потом обещают ускориться — правда, лишних денег на это пока нет.
Городской велопрокат работает в тестовом режиме с конца апреля. Функционируют всего три станции, на них обкатывают новое программное обеспечение, устраняют недочеты, которых немало было в прошлом году. Главное завоевание оператора — разрешение использовать велосипеды как рекламные носители, однако для этого еще надо решить ряд организационных и юридических вопросов.
О том, что у «Велогорода» второй год подряд срывается полноценный сезон, «Фонтанка» писала еще в начале весны. Тогда сообщалось, что изначально станций откроют не более 30 вместо 96, при этом треть разместится в Петергофе. Примерно в тех же пропорциях уменьшилось и число самих велосипедов — с 600 до 250.
Оператор службы поддержки рассказал корреспонденту, что сейчас работают 4 тестовые станции. Через 2 часа выяснилось, что одна из них закрыта, функционируют три — на Моховой, на Шпалерной и у станции метро «Лиговский проспект». Планируется, что в течение лета число станций превысит сотню. Непонятно, с какой из этих цифр, актуальной или намеченной, коррелирует указанное на сайте число велосипедов — 239. Для трех станций это многовато, для ста — явно не достаточно.
Ранее в самом «Велогороде» обещали к осени выйти на показатели 2016 года, притом что и прошлый-то сезон не сложился образцовым. Тогда велопрокат открыли в конце апреля, однако уже в мае систему остановили. Замки и программное обеспечение регулярно сбоили, так что заметного роста удалось добиться разве что в количестве зарегистрированных пользователей (оно достигло 40 тысяч человек). «Еще в прошлом году выяснилось, что чешская техника не совсем приспособлена для нашего климата, – рассказывает Михаил Каменцев, президент велоклуба "Балтийская звезда". – Замок через какое-то время приходил в негодность, не срабатывал при постановке велосипеда на станцию, из-за чего время проката продолжало насчитываться. А вторая серьезная проблема — велосипеды запретили использовать в качестве рекламных носителей. Из-за этого весь сервис оказался в сильной зависимости от городских дотаций». При этом эксперт не снимает ответственности за все возникшие проблемы и с самого «Велогорода», у которого было время перестроить систему работы.
Принципиальное разрешение сделать велосипеды носителями рекламы «Велогород» от Смольного получил, сообщают в КРТИ. Однако, не вдаваясь в детали, оговариваются, что для этого надо решить еще ряд организационных и юридических вопросов. Максимальная субсидия, скорее всего, сократится. В прошлом году город резервировал 81 млн рублей на службу велопроката — освоил «Велогород» лишь 50,5 млн. В 2017 планировалось выдать примерно столько же — 80,8 млн, однако уже в весеннем варианте бюджета, который пока не принят, эту сумму урезали до 68 с половиной миллионов. Расходы на обновление парка велосипедов и станций не удастся отбить и за счет повышения тарифов, они только сократятся на рубль. До 1 июня, пока длится тестовый период, абонемент и вовсе можно оформить за рубль — правда, имея на карте остаток минимум в 50 рублей.
«В этом сезоне «Велогород» действительно задержал полноценный запуск городского велопроката, – говорит первый заместитель председателя КРТИ Вадим Власов. - Это в первую очередь связано с заменой всего рабочего оборудования. Сейчас процесс тестирования и подключения станций взят на ежедневный контроль КРТИ. Мы плотно работаем с подрядчиком и помогаем наладить процесс. Безусловно, разработанное программное обеспечение – это по сути абсолютно новый продукт для петербургского рынка, работу которого необходимо тщательно отрегулировать, если мы не хотим повторений сбоев в системе прошлых лет. Мы идём на это ради нового уровня качества и удобства проката».
Напомним, об обновлении программного обеспечения в «Велогороде» говорили и в прошлом году. Тогда речь шла о том, что на модернизацию системы потребуется 150 млн рублей. Тем удивительнее, что бюджетные средства были израсходованы всего на две трети.
Проблемы, с которым сталкивается «Велогород», навели чиновников на мысль о приглашении других операторов — от московского «Ситибайка» до различных зарубежных байкшеринговых сервисов. Однако делить настолько узкий рынок между несколькими игроками — значит лишить его «общегородского статуса», говорят эксперты. «Странно, когда на рынке городского велопроката работает несколько операторов, если это все не один большой холдинг с совместимыми системами, – говорит Михаил Каменцев. – Весь смысл в массовости, в том, чтобы были сотни станций. Система работает на больших оборотах. Если открываться вот так частично, как «Велогород» открывается сейчас, он перестает быть городским проектом в полном смысле слова и мало чем отличается от обычного сервиса велопроката».
Напомним, к концу лета в городе должны появиться 5 велодорожек общей протяженностью более 40 километров. Планируется обустроить велодорожки на обеих сторонах набережной реки Фонтанки от Невы до Гороховой улицы. Веломаршрутами от станции метро «Крестовский остров» до набережной реки Карповки и по набережным Петроградской стороны занимается «Институт «Стройпроект». Велодорожки по маршрутам «Гражданский проспект — центр (до Гренадерского моста)» и «Проспект Луначарского от Выборгского шоссе до улицы Руставели» распланировала «Гильдия современных проектов». Сейчас проекты находятся на согласовании ответственных ведомств.
Николай Кудин,
"Фонтанка.ру"