«Ленэнерго» запустило-таки сеть «заправок» для электромобилей. Теперь в Петербурге 15 станций. Учитывая, что в городе зарегистрированы 47 электромобилей, в очередях их владельцам стоять не придётся. Оказавшись в позиции продавца овощей, который пропагандирует вегетарианство, «Ленэнерго» не слишком детально представляет перспективы. Пока всё бесплатно: на таком узком рынке особо и не заработаешь.
«Ленэнерго» запустило-таки сеть заправок для электромобилей. Пока все бесплатно — на таком узком рынке особо и не заработаешь.
Официального открытия сети электрозаправок ждали, вообще-то, осенью прошлого года. Программу расширили, расходы увеличили, сроки сдвинули на 7 месяцев. Сейчас в Петербурге 15 станций. Учитывая, что в городе зарегистрировано 47 электромобилей, в очередях их владельцам стоять, видимо, не придется.
О том, что на стоянке у подстанции «Ленэнерго» на улице Моисеенко, 18, затевается какая-то церемония, прохожим за полчаса до приезда первых лиц компании говорил только шатёр с закусками. Ну ещё люди увлечённые могли бы обратить внимание на то, что среди припаркованных машин многовато авто на электроприводе. В остальном всё происходило достаточно буднично и напоминало – небезосновательно – маркетинговую акцию. Недаром на одном из парковочных мест поставили стол, за которым две девушки оформляли всем желающим клиентскую карту «Ленэнерго». Несколько человек разглядывали саму заправочную станцию, перекидываясь замечаниями о трёхфазном токе; кто-то тянулся ближе к бутербродам.
Всё изменилось, когда на стоянку заехала BMW i8: чтобы сфотографироваться на фоне роскошной машины, посетители отложили пресс-релизы и канапе. За этими потребительскими радостями чуть было не пропустили приезд главы «Ленэнерго» Романа Бердникова. И то сказать, появился он поскромнее, на Renault, за рулём сидел сам. Зрители лениво отметили, что ведёт он не то чтобы слишком уверенно: мол, нечасто управляет электромобилем. Зарядка под чутким руководством инженеров прошла по плану.
Заправка на Моисеенко фактически объединяет два режима – быстрый и медленный. Такая же совмещённая станция есть на Пулковском шоссе. Кроме них к быстрой категории Mode-4 относятся точки на Парашютной улице и на Северной дороге, у гребного клуба «Стрела». Здесь используется постоянный ток, так что на 80% батарею заряжают за полчаса. Если потратить час, можно отправляться в 300-километровое путешествие. Еще девять станций относятся к Mode-3. Они используют переменный ток, и на подпитку аккумулятора уйдет от 8 до 10 часов.
Всего, учитывая, что две из 13 «двойные», выходит 15 заправок на 47 электромобилей. Показатель в одну станцию на три авто арифметически может впечатлить. В Европе принято соотношение 5 к 1, в США – 10 к 1. В «Ленэнерго», впрочем, честно говорят: причина не в какой-то безумной эффективности проекта, а в том, что парк электромобилей в городе мал и растёт медленно.
Увеличение автопарка, впрочем, и не опережает темпы строительства. Изначально «дочка» «Ленэнерго» СПбЭС должна была построить сеть к октябрю 2016 года. Контракт на 28,2 млн рублей заключили с АО «Санкт-Петербургские электрические сети», однако затем проект расширили с 7 станций до 15, а сумму вложений – до 34,4 млн. По словам Романа Бердникова, расходы на одну «быструю» заправку составляют около 2 млн рублей, на «медленную» – 300 – 400 тысяч рублей. Те 10 с лишним миллионов, на которые сумма не бьется с полной стоимостью контракта, в «Ленэнерго» относят к расходам на капстроительство – прокладку линий, согласования и т.п.
Отбивать эти расходы в компании пока не собираются. До конца года сеть точно будет работать в бесплатном режиме. Для использования надо будет оформить клиентскую карту на улице Красного Текстильщика, для этого надо просто подъехать с документами на машину. Впоследствии «Ленэнерго» намерено коммерциализировать проект, но о тарифах не говорят: слишком узкий рынок. В любом случае маржу в стоимость закладывать не будут, только расходы на электроэнергию.
Такая ситуация ставит «Ленэнерго» в странное положение – большую часть своего пресс-подхода Роман Бердников посвящает рекламе электромобилей как таковых. «15 лет назад пробег от заправки до заправки составлял 100 километров. Сейчас 500 – 600 километров, – рассказывает он. – Стоимость литий-ионных батарей упала в 8 раз, с 2600 долларов до 300 долларов». В компании ссылаются на собственные расчеты: при эксплуатации машины на 92-м бензине 1 километр обходится в 3 рубля, на электродвигателе – в 60 копеек.
Оказавшись в позиции продавца овощей, который пропагандирует вегетарианство, «Ленэнерго» пока не слишком детально представляет перспективу проекта. Еще 10 станций компания собирается поставить в 2017 – 2018 годах. Но так как рынок в одночасье оказался перенасыщен инфраструктурой, новые места будут выбирать тщательно. «Можно понаставить их там и сям, это не проблема, – отвечает Бердников в ответ на предложение открыть заправку на трассе Москва – Санкт-Петербург. – Но нужно понимать, для кого мы это делаем. По мне, сейчас правильно сосредоточиться на движении в городах. Я бы ставил станции на выездных магистралях на границе Петербурга. Есть планы на Новгородскую область, Псков».
К этому времени, к слову, пресс-подход превращается уже в свободный обмен мнениями. Владельцы электромобилей, подъехавшие для получения клиентских карт, готовы поучаствовать в составлении бизнес-стратегии «Ленэнерго». По их словам, надо ставить заправки у строительных магазинов: пока прикупишь краски да инструменты, батарея и зарядится. И такой формат беседы больше говорит о рынке, чем любые цифры. У подстанции на Моисеенко глава «Ленэнерго» за одну встречу окинул взглядом довольно значительную часть потенциальных потребителей, которые в любой соцсети составили бы крайне незначительную группу.
Насладившись этим зрелищем, Бердников уезжает, а его брендированный Renault, к вящей радости зрителей, наконец-то уступает место BMW у заправки – всё же главным событием презентации по факту становится именно она.