Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как -2

4 м/с, южн

750мм

88%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Почему двери и окна - главный кошмар центра Петербурга

7270
ПоделитьсяПоделиться

Блогер Илья Варламов назвал главной проблемой Северной столицы кирпичного цвета железные двери в зданиях 18 - 19-го века. “Фонтанка” попыталась разобраться, кто в этом виноват и что делать.

Блогер-урбанист Илья Варламов во время очередной поездки в Петербург заметил то, к чему горожане уже почти привыкли, – красно-кирпичные железные двери, то тут, то там инсталлированные в исторические здания. Чиновники и архитекторы соглашаются, что наследие 90-х и начала 2000-х явно не красит город, но сделать ничего не могут и даже признаются в своем бессилии.

«Настоящий позор Питера – это двери! Обычные дешёвые металлические двери, которые можно было бы поставить максимум в котельную на заднем дворе свинофермы, чтобы никто и ни при каких обстоятельствах эту дверь не увидел», – написал в конце прошлой недели фотограф и урбанист Илья Варламов в своем блоге.

«В Петербурге эти убогие глухие двери поставили по всему городу! Ещё и покрасили в цвет муниципального ржавого говна. Все… Это насколько надо не любить свой город? Это какими варварами надо быть, чтобы в дореволюционные здания ставить это говно? А питерцы привыкли и не замечают. А что? И так сойдёт!» – добавил он, снабдив пост фотографиями, сделанными на улице Якубовича, в Греческом переулке, на улицах Маяковского, Некрасова, Рубинштейна. По словам Варламова, двери и окна – неотъемлемая часть здания, задумка архитектора. «Когда какой-то нехороший человек (ценз.) меняет окно в здании, он нарушает замысел архитектора, он портит фасад. Ни в одной цивилизованной стране вам не позволят такого», – пишет Варламов.

Собеседники «Фонтанки» с сожалением отмечают, что Варламов прав: двери и окна не главная проблема сохранения наследия Петербурга, но одна из центральных и важных.

«Исторические двери исчезали на протяжении ХХ века, когда город переживал трудные времена: революция, период 1917 – 1922 годов, блокада, послевоенное время. Решений поменять исторические двери на современные было много. Люди стихийно бросались на их защиту. Что-то отстоять удалось, но большинство – нет. Сейчас изменить ситуацию сложно из-за неурегулированности юридических вопросов», – считает декан архитектурного факультета СПбГАСУ Сергей Семенцов.

«Оконные переплеты – это эпидемия последних 20 лет. Вместо исторических окон вставляются стеклопакеты. Здания эпохи модерна очень тщательно продумывались архитекторами, но вместо запланированных ими оконных переплетов сейчас бог знает что. Ответственность за этот самострой несет ГИОП», – уверяет председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис.

Современные железные двери с домофонами и кодовыми замками появились в Петербурге в начале 2000-х. Как рассказал «Фонтанке» глава совета муниципальных образований Всеволод Беликов, тогда установка входных дверей в парадные лежала на плечах муниципалов. «Вот у меня в Финляндском округе было 1,5 тысячи подъездов. Это было очень дорогое удовольствие устанавливать там двери. Они еще к тому же попадали на наш баланс и обслуживание. Никаких норм не было, делали так, как нам казалось нужным». По словам Беликова, тогда, в конце 1990-х – начале 2000-х у людей не было денег, и муниципальная программа была чем-то вроде экстренной помощи. В 2008 году изменился Жилищный кодекс, и установка дверей стала бременем собственников жилья и управляющих компаний. «Сейчас у людей деньги есть, двери уже и стеклянные ставят, и антивандальные», – говорит муниципал.

«Фонтанка» попыталась разобраться с алгоритмом, который нужно пройти собственникам жилья и управляющим компаниям, чтобы установить дверь или заменить оконный проем, однако чиновники из разных ведомств путались в показаниях: из комитета по градостроительству и архитектуры посылали в административную инспекцию, оттуда – в жилищную, там рекомендовали снова КГА. В общих чертах ситуация обстоит так. Если речь идет о жилом помещении в здании-памятнике, то проект должны согласовать в КГИОПе. Если здание не имеет такого статуса, то нужно идти в КГА или пользоваться уже предписанными ими нормами.

Так, например, согласно приказу КГА от 2009 года, в фасады, окрашенные в тёплые тона (жёлтые, красные, розовые, оранжевые) или облицованные плиткой теплых тонов без окраски, можно инсталлировать окна коричневого цвета (номер колера указан в постановлении). Малоэтажные жилые здания с архитектурными деталями белого цвета на фасаде допускают только белые рамы. Также только белые разрешены во дворах-колодцах. С временными вывесками (которые также не красят исторические фасады) – это к комитету по печати. Что касается переоборудования фасада под коммерческие цели, то это опять в КГА, где должны согласовать проект. Контролировать работы, сделанные или не сделанные, должны в КГИОП, администрациях районов, различных инспекциях. Впрочем, как признаются чиновники, руки до этого у них не доходят:

«Я согласен с Ильей Варламовым: эти двери — пережиток 90-х. Конечно, когда идет речь об исторических зданиях, их установка требует согласования, этим занимаются управляющие организации. К сожалению, отследить все несогласованные или самовольно установленные двери  КГИОП не в состоянии. Но в первую очередь это ответственность жителей конкретного дома и их Жилкомсервиса. Управляющие компании мы и так постоянно штрафуем за различные нарушения», – сообщил «Фонтанке» глава КГИОП Сергей Макаров.

К слову, он был единственным из представителей ведомств, кто сознался в том, что несет ответственность за контроль над тем, что происходит с обликом города вплоть до мельчайших деталей. Представители других комитетов и инспекций предложили либо обратиться в соседнее ведомство, либо попросили отправить запрос, чтобы изучить ситуацию.

«Фонтанка» обратилась в несколько компаний, которые осуществляют замену окон и дверей с вопросом о том, кто должен заниматься прохождением процедур согласования с властями. «Это ответственность собственника, мы лишь осуществляем работы», – хором ответили предприниматели.

Вывод из этого можно сделать двойственный: главный кошмар Петербурга – и ужасные железные двери, и разные окна, и бюрократия, которой легче пренебречь и скорректировать вид дома без каких-либо согласований, ведь все равно никто не оштрафует.

А еще одна проблема – сами петербуржцы, которые, как выяснила "Фонтанка", считают, что важнее – функциональность двери, а не красота.

А как думаете вы?

Какими должны быть двери домов в историческом центре Петербурга?

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close