Представители ведущих компаний Петербурга по строительству дорог обратились за помощью к бизнес-омбудсмену Северной столицы Александру Абросимову. Разговор получился тяжелым. Тем более что предприниматели с ходу заявили: петербургский участок трассы М-11, платной дороги, соединяющей две столицы, открыть к Чемпионату мира не успеют. Сроки сорваны и «нагнать» их уже невозможно.
На встречу Александр Абросимов пришел неподготовленным. Он с ходу заявил, что читал про проблемы, но попросил обрисовать ситуацию.
Ликбез провели хором: генподряд на почти 140-километровый участок магистрали в 2015 году получила турецкая «Идж Ичташ Асталди Иджа Иншаат Ширкети» (ICA). Заказчик – государственный «Автодор», но организаторские функции подряда переданы ООО «Магистраль двух столиц» (МДС). Строительство дороги, которая к ЧМ-18 должна связать главные города страны, ведется по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). Срок окончания работ – лето 2018 года.
В строительство «турецкого» участка трассы М-11 (до Новгородской области) в общей сложности будет вложено 76,6 миллиарда рублей (менее 20 процентов из которых – частные инвестиции). Вот только этих миллиардов субподрядчики не получают от ICA с сентября 2016 года. И с того момента на стройке все идет не так.
Только по примерным подсчетам задолженность перед исполнителями составляет около 4 миллиардов рублей. Весной, когда строители решили остановить работу, ICA получила от МДС транш 5 миллиардов. До субподрядчиков дошли лишь 750 миллионов.
Руководители дорожных компаний уже напрямую говорят: построить магистраль за год невозможно, даже если начнут платить вовремя. Объект реально сдать к июлю, но 2019 года.
В ответ Александр Абросимов предложил представителям бизнеса обратиться в арбитраж. Но оказалось, что дорожники попали в турецкий капкан.
Практически все компании и ранее сотрудничали с ICA. Сначала с момента, когда иностранцы взялись за масштабный проект по расширению мощностей аэропорта Пулково, а затем пускали ЗСД. Именно в силу давнего знакомства турки смогли уговорить многих заключить контракты не напрямую, а через подставные фирмы. В результате помочь бизнесменам может только лондонский суд, а обращение туда «нереально».
Президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин добавил, что проблемы дорожников напрямую касаются и перевозчиков. И практически все задействованные на стройке транспортные компании, по оценке Матягина, закончат сезон банкротами.
– А как вы все зарплату платите? – спросил омбудсмен.
– Лично я оформлял на себя кредиты в банке, – ответил Грачев.
«Значит, вам всем надо обратиться в прокуратуру. Что, мол, не могу платить людям из-за долгов ICA. Есть угроза невыплаты зарплаты и в дальнейшем», – предложил еще один вариант уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге. Строители дружно кивнули в знак согласия, но все же попросили омбудсмена попытаться повлиять и на заказчика. Все же на счета турецкой компании перечисляются не частные, а государственные миллиарды.
В офисе ICA и в ООО «Магистраль двух столиц» оказались не готовы оперативно прокомментировать заявление дорожников. А вот в «Автодоре», хоть и анонимно, проблему понимают.
Полностью материал читайте на «Фонтанке».