Одно дело попасть на стадион «Санкт-Петербург», другое – уехать после футбола домой. Тысячам болельщиков пришлось ждать несколько часов, чтобы вырваться с Крестовского острова. «Фонтанка» разбирается в проблеме, ведь в воскресенье ждут новый рекорд посещаемости.
Матч против «Бней Иегуда» не только установил рекорд посещаемости домашних матчей «Зенита» в постсоветской истории, но и выявил несколько серьезных проблем. Одна из них хорошо знакома еще со времен Кубка конфедераций: если ты не пришел на стадион «Санкт-Петербург» заблаговременно, готовься к тому, что из-за очередей можешь пропустить начало. Вторая проблема проявилась впервые: через полтора часа после окончания игры тысячи болельщиков тщетно пытались покинуть Крестовский остров.
Футбольный клуб «Зенит» всю неделю вел пиар-кампанию по заблаговременному посещению домашних матчей. Однако ставка в промороликах была сделана на игру со «Спартаком» 6 августа, и это, возможно, сыграло свою роль в событиях четверга. Хотя болельщикам и самим уже можно было понять, что приходить на стадион «Санкт-Петербург» надо очень заблаговременно. За час – как минимум, а лучше и еще раньше. Это может избавить от стояния в длиннющих очередях, из-за которых можно пропустить начало игры, а то и весь первый тайм. Или нервотрепки при досмотре: в спокойной атмосфере, когда некуда спешить, выворачивать каждый карман на своей одежде, показывать каждое отделение в своем походном рюкзаке куда более приятное занятие.
Но не все болельщики еще успели прийти к этой мысли. А тут еще и рекордная для постсоветских времен посещаемость домашнего матча. В итоге к началу игры с «Бней Иегуда» очереди на некоторых входах достигали стометровой отметки.
Наша любимая рубрика. Матч #ЗенитБнейИегуда начался. Трибуны полупустые. А на входах жесть pic.twitter.com/5GP9JrtvrE
— Артем Кузьмин (@Artem_Kuzmin) 3 августа 2017 г.
Столпотворение дотянулось до «СИБУР Арены». Драконовские меры безопасности сильно замедляли проход людей на территорию стадиона «Санкт-Петербург». Сначала сумки сканируют, потом проверяют вручную, скрупулёзно изучая содержимое каждого отделения, потом на досмотр идете уже вы сами, у вас так же скрупулёзно проверяют карманы, просят их вывернуть, если что-то там нащупывают, включить каждый гаджет. Если находят что-то запрещенное (напитки, продукты, косметика и т. д.), как правило, начинаются дискуссии. Упрашивание успехом не заканчивается почти никогда, зато еще больше тормозит процесс.
«Очень долго пришлось стоять в очереди на стадион. Полчаса, наверное, где-то. Приехали на стадион за час. Пропустили первые 10 минут игры», – рассказал «Фонтанке» Андрей, 38 лет.
Многие из тех, кто застрял в очереди уже после стартового свистка, не выдерживали и уходили прочь, ругая футбольный клуб. Но клуб тут ни при чем, стадионом продолжает управлять город, и он же устанавливает правила прохода.
Персонал и полиция, как правило, ведет себя предельно вежливо, но бывают исключения. С одним из таких исключений столкнулся Игорь Водопьянов, миллионер и управляющий УК «Теорема».
– Меня до глубины души поразила организация подъездов к стадиону, – рассказал он журналисту на следующий день. – Все дружно едут на стадион по Южной дороге, и 90% машин полиция разворачивает обратно на мост на Петровскую косу. 10% машин, которые имеют право проезжать, стоят вот в этой пробке. Мы успели только на второй тайм. Когда я прошел на пункт досмотра, я поинтересовался у джентльменов, которые проводили досмотр, почему все так ужасно организовано? На это две милые девушки в полицейской форме ответили: «Если вам что-то не нравится, сидите дома и смотрите футбол по телевизору».
Водопьянов оказался не единственным, кто попал на матч к концу первого тайма. Многие не выдерживали и уходили прочь. Однако в целом простые болельщики относятся к этой ситуации с пониманием. Из 10 человек, с кем переговорила «Фонтанка» после матча, лишь один (тот самый Андрей, 38 лет) высказал свое недовольство по этому поводу. А вот то, что людей действительно разозлило, так это организация развоза людей с Крестовского острова после матча. Вот комментарии некоторых болельщиков по ситуации, которые они дали под запись:
Сергей, 64 года:
«Сначала я сел на автобус, который должен был ехать до «Петроградской». Он минут 15 только на стоянке стоял. Следующие 15 минут он проехал метров 30. Ужасно. Пришлось выходить. А на сам стадион попал быстро. Организация, конечно, та еще».
Андрей, 36 лет:
«Ужасная организация. Транспорт, который отвратительно работал, задержки, очереди бесконечные. Очень негативные впечатления. На стадион прошли за 20 минут. В принципе нормально. На стадион приехали за час. А вот то, что было после матча, конечно, никуда не годится. Мы 30 минут сидели в автобусе, выехать не могли. Там приехали службы ДПС, что-то стояли, разговаривали, автобусам не давали проехать. В итоге пошли до метро. И ведь людей специально перенаправляют на бесплатные автобусы, хотя там все стоит».
Павел, 50 лет:
«С проходом на стадион проблем не возникло. Приехали за час до игры, очередей вообще не было. Транспорт после игры был просто безобразный. Как можно в 11 вечера создать пробку для шаттлов, я не понимаю. Сейчас народ идет туда, грузится и сидит в автобусах по полчаса. Люди не выдерживают, выходят и идут обратно к метро».
Впрочем, на личном транспорте тоже было не выехать.
– На выезде я опять же поехал через Петровскую косу, а там движение в одном месте в одном направлении и реверсивный светофор туда-сюда пропускает, – продолжает свой увлекательный рассказ Водопьянов. – Ну поставьте вы дяденьку-полицейского, который будет пропускать основной трафик от стадиона, когда на стадион никто не едет. А светофор просто бы выключили, и тогда бы все быстренько разъехались. Мы минут 40 в итоге простояли на этом светофоре. Есть какие-то базовые сбои в логистике. В итоге я вчера посчитал, что с момента, как я отправился на стадион и до того момента, как я оказался дома, прошло 5 часов. Из них непосредственно самого футбола было 45 минут второго тайма.
В комитете по транспорту «Фонтанку» заверили, что они здесь ни при чем, и вообще сделали всё, что от них зависело, а именно: выпустили 75 автобусов на трех маршрутах.
– Такая ситуация действительно возникла, но это вопрос не к нам, потому что мы не можем обеспечить беспрепятственный проезд транспорта, – заявили там. – Это скорее вопрос к ГИБДД, почему они это не обеспечили.
И немного очередей в метро после матча "Зенит" – "Бней-Иегуды". #зенит #питер #футбол pic.twitter.com/OG7ybHmbTw
— Sergey Malinovskiy (@MalinSergey) 3 августа 2017 г.
Однако в УГИБДД ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти нам сказали, что и они тут ни при чем.
– Вопросами ограничения движение вообще-то занимается КРТИ, – заявила руководитель пресс-службы УГИБДД Татьяна Суслова, – мы работаем по их установкам. У нас вчера было задействовано 42 сотрудника для обеспечения безопасности дорожного движения при организации матча футбольного клуба «Зенит». И они всего лишь отрабатывали ограничения КРТИ.
Суслова предположила, что ситуация возникла из-за бесконтрольного въезда на Крестовский остров местных жителей и посетителей различных учреждений, которые находятся там же. На том же Кубке конфедераций были организованы контрольно-пропускные пункты при въезде на остров и были ограничения для въезда на личном транспорте. Сейчас этих ограничений нет.
– Рассредоточить такое количество транспорта даже в ручном режиме очень проблематично, – подчеркнула Суслова.
Аналогичное предположение высказали и в КРТИ, но и они всю вину переложили на чужие плечи. Оказывается, виноват все-таки футбольный клуб «Зенит».
– Когда был Кубок конфедераций, в его организации было задействовано все правительство Санкт-Петербурга, – заявила глава пресс-службы КРТИ Юлия Головина. – А во вчерашнем матче «Зенит», по сути, сам занимался всеми ограничениями. В этом и вся разница. Мы эти ограничения только согласовываем. У нас на сайте можно посмотреть, какие были ограничения, предоставленные «Зенитом». То есть все перекрытия, установку знаков и так далее – это всё делали они. И организацией движения тоже занимался клуб.
Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, в самом клубе такому повороту дел, мягко говоря, удивились.
– Все шаттлы для болельщиков, которые пустил якобы город, на самом деле оплатил «Зенит», – рассказал источник. – А вот логистику продумывает город, поэтому не слишком ясно, почему они перенаправляют претензии на «Зенит». Кроме того, на острове были установлены новые знаки, которые точно устанавливал не клуб, да и как он их мог установить, если это городская территория? «Зенит» предлагал свой план проекта конфигурации движения на острове в дни матчей, но город их отверг.
Так и получается, что каждый сваливает вину друг на друга, а что в итоге со всем эти делать, непонятно, но уже в воскресенье болельщиков ждет новый вызов.
Надо отметить, что бывший генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов, который теперь курирует в клубе развитие стадиона, еще в апреле предсказывал подобную ситуацию.
«К Кубку Кконфедераций и чемпионату мира планируется перекрытие части дорожной сети и снятие движения с некоторых улиц. Но в режиме ежедневной рядовой работы стадион так жить не может. Получается, что стадион перекрывает город? Это неправильно. Стадион должен быть частью праздника, а не неким негативным объектом, о котором все будут думать – зачем он вообще существует? Поэтому нужно что-то делать с транспортной доступностью. Нам потом жить с этим. Мы как клуб заинтересованы в дальнейшей нормальной работе этого стадиона. В тот момент, когда мы станем его пользователями, станем регулярно проводить чемпионат России, играть Лигу чемпионов, нам бы хотелось, чтобы стадион не воспринимался как негативная точка на карте города. Но тут мы не можем все сделать сами, нужна работа Смольного».
Пока согласованной работы между городом и клубом не получается, отсюда, видимо, и все проблемы. Единственный выход, как говорят эксперты, – повторение опыта Кубка конфедераций, когда въезд личного транспорта на Крестовский остров был ограничен для всех, кроме машин со спецпропусками и местных жителей. Пока же, в преддверии матча против «Спартака» в воскресенье, 6 августа, на котором ожидается еще больше зрителей (более 50 тысяч человек), город принял половинчатое решение: совсем проезд на остров не запрещен, но все неправильно припаркованные на нем автомобили будут беспощадно эвакуироваться.
– А так как парковаться на Крестовском почти нигде нельзя, по факту будут эвакуироваться все припаркованные там автомобили, – добавили в КРТИ. – Поэтому лучше от личного транспорта для поездки на игру со «Спартаком» отказаться. Это должно существенно уменьшить количество машин на острове.
Очень скоро узнаем, поможет ли это воззвание.
Кстати, напоминаем, за час до игры со «Спартаком», в 19:00, на стадионе с болельщиками будет прощаться закончивший карьеру Александр Кержаков, главный русский бомбардир.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»