Процедура введения реверсивного движения на Большеохтинском мосту, вероятно, преодолела свой самый длительный этап и вступила в последнюю фазу. Комитет по развитию транспортной структуры Санкт-Петербурга открыл понедельник сообщением о том, что «в ближайшее время будет объявлен конкурс на право проведения работ по введению проекта реверсивного движения» на этом мосту. Заказчиком выступит СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга». Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 миллионов 625 тысяч рублей, и работы должны быть завершены до конца 2017 года.
Напомним, эксперимент с реверсивным движением на мосту был проведён 19 марта 2015 года Дирекцией при содействии администрации Красногвардейского района и ГИБДД. Это был первый такой опыт в Петербурге, других улиц с реверсом у нас нет. Город признал его удачным, о чем на следующий же день, 20 марта, отчиталась городская прокуратура: «Прокурорами районов совместно с начальниками ОГИБДД района проведен мониторинг изменившейся ситуации с воздуха на указанных участках дороги, по результатам которой установлено, что напряженность снизилась и эксперимент оказался положительным». Сообщалось даже о планах сделать мост реверсивным уже в 2016 году. В октябре 2015 года проектная организация ООО «ИТЭБ» в рамках госконтракта начала разработку документации для внедрения реверсивного движения.
Но в 2016 году сроки стали сдвигать. Чтобы выйти на объект, дорожникам необходимо было согласовать работы с комитетом по охране памятников (КГИОП). Предполагалось, что на это уйдёт два-три месяца, а получился почти год.
Время «съела» историко-архитектурная экспертиза, проведённая по требованию КГИОП. Время и деньги: на неё потребовалось более 200 тысяч рублей, которые не были заложены в бюджете, и пришлось ждать, когда подойдёт следующий бюджетный цикл, объясняет «Водителю Петербурга» ведущий специалист ДОДД Дмитрий Попов.
На Большеохтинском мосту как на архитектурном памятнике нельзя установить светофоры или натянуть растяжки без разрешения КГИОП. А светофоры, по выражению министра культуры Владимира Мединского, не входят в историческую сущность моста. Но ведь и автомобили не входят в историческую сущность моста. И если следовать этой логике, то светофоры надо убирать даже с Невского проспекта. Поэтому необходимо было доказать, что мост – он не только памятник, но и просто мост, и пройти эту во многом надуманную процедуру.
Теперь проект получил все необходимые согласования, уверяют в КРТИ, и процесс должен двигаться быстрее. Возможно, реверсивная полоса, по которой потоки будут двигаться то в одну, то в другую сторону, появится на мосту уже в декабре этого года.
Согласно плану, движение будет организовано так:
- с 5:00 до 15:00 три полосы едут в сторону центра, две полосы – в спальные районы;
- с 15:00 до 2:00 три полосы едут в сторону Свердловской набережной, две полосы – в сторону центра;
- с 2:00 до 5:00 движение прекращается в связи с разводкой моста.
Точное время включения и выключения реверсивного светофора будет зависеть от времени разводки моста. После завершения навигации переключение будет выполнятся в 6:00.
Теперь остаётся найти подрядчика, который выиграет конкурс, получит ордер ГАТИ – ведь без ограничений движения не обойтись – и организует всю инфраструктуру. Он должен не только установить дорожные знаки, нанести разметку, но и проложить кабель, правильно настроить светофоры и вообще организовать работы на мосту, не внося сильных корректив в движение транспорта, то есть по возможности минимально ограничивая его. Это «должен быть талантливый подрядчик», отмечает Дмитрий Попов.
Ситуация осложняется тем, что обычно выполнение таких работ не происходит одномоментно, а в данном случае нужно так организовать работу, чтобы всё появилось сразу, как бы по мановению волшебной палочки: чтобы и знаки, и разметка, и светофоры прибыли синхронно. При этом необходимо и широкое информирование населения, напоминают в ГУ ДОДД.
В Петербурге много мест, где просится реверсивное движение, говорит Попов. Например, проспект Стачек, Гражданский от Науки до Непокорённых, Цимбалинский путепровод – все улицы, где мы утром стоим в одну сторону, а вечером в другую. Реверсивное движение существенно повышает эффективность: пропускная способность вырастает на треть только за счёт организации движения. Но реализовать его сложно, и не только потому, что надо доказывать, что светофоры не вредят «исторической сущности». Например, в Киеве реверсивные полосы есть на всех мостах, но там всё организовано примитивно: полоса и стрелка, то же самое в Москве. «Мы же с точки зрения безопасности подходим более вдумчиво, например собираемся перенастроить и все светофоры на подходах к мосту, – рассказывает Попов. – Поэтому этот проект важен для Петербурга именно как апробация реверсивного движения».