В России, как в Европе
Вернуть практику сдачи стеклотары, установив залоговую стоимость, предлагает депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров. Как пояснил в комментарии "Фонтанке.fi" народный избранник, на эту инициативу его подтолкнуло "безумное количество грязи в виде стеклотары", которую можно встретить в Ленобласти. Часто бывая в Германии, единорос пришёл к выводу, что проблему можно решить, применив европейский опыт.
Начать Петров решил со стеклотары, но уже к осени в планах областного депутата вынести на обсуждение правительства и сдачу пластиковых бутылок. Также он заявил, что намерен в скором времени провести переговоры с губернатором Александром Дрозденко, чтобы сделать из Ленобласти пилотный проект по внедрению системы массовой сдачи стеклотары.
По словам Петрова, стоимость одной сданной бутылки может варьироваться от 1,5 до 30 рублей. Сам депутат уверен, что справедливой ценой станет 10 рублей за единицу стеклотары. По его оценке, среднестатистический человек сможет сдать в месяц около 10 бутылок, включая не только алкогольные напитки, и по итогам года вернуть себе 1200 рублей. Он уверен, что низкая цена не повлияет на желание людей донести бутылку до автомата, в то время как завышенная может сказаться на конечном потребителе, для которого продукция значительно подорожает.
Точная стоимость возможного проекта пока не подсчитана, но, уверен Петров, "эти шаги в части окультуривания населения стоят гораздо дороже".
Стоит отметить, что идея создания системы сдачи и переработки тары на основе возврата потребителю залоговой стоимости, включённой в цену напитка, не нова. Подобная инициатива выдвигалась еще при губернаторе Валентине Матвиенко, но так и не была реализована.
На данный момент ответственность за утилизацию упаковки, включая стеклотару, ложится в России на плачи производителя, который обязан заплатить экологический сбор или организовать прием бутылок для их дальнейшей переработки.
Как это делается в Финляндии
В соседней Суоми, как и во многих европейских странах, действует залоговая система - другими словами, в стоимость бутылки напитка включена сумма, которую можно получить обратно, сдав тару через автомат. Автоматы, как правило, находятся практически во всех продуктовых магазинах. Всего в Суоми насчитывается 14 тысяч возвратных пунктов, из которых на магазины приходится 5 тысяч, остальные установлены в гостиницах, ресторанах и местах общественного питания.
Важно, что они принимают не все бутылки, а только произведенные в Финляндии, то есть те, на которых есть маркировка Pantti или Pant. К примеру, нельзя сдать бутылку, которую привезли из России или купили в Duty Free. А в немецкой сети Lidl продаются напитки, банки из-под которых автоматы других супермаркетов не примут. В интернете, кстати, даже ходят рекомендации о том, как обмануть автоматы и получить деньги за любую тару, но мы их по понятным причинам приводить не будем.
Человек опускает бутылку в специальное окошко донышком вперед, после чего автомат ее сканирует и начисляет сумму возврата. За пластиковую бутылку дают от 20 до 40 центов в зависимости от объема, за пивную банку - 15 центов, за стеклянную - от 8 до 22 центов, чаще всего - 10. После того, как вся тара сдана, автомат выдаёт чек, по которому на кассе можно либо получить деньги, либо зачесть эту сумму в стоимость покупки. Финская система сдачи и переработки тары такова, что людям выгодно возвращать бутылки, что существенно уменьшает количество мусора на улицах.
В Финляндии система сдачи и переработки тары прошла долгий путь, пока Суоми по праву не стала одной из ведущих стран в этом вопросе. В прошлом году финны сдали 120 млн стеклянных бутылок (или 90%), 1200 млн алюминиевых банок (95%), 350 млн пластиковой тары (92%), рассказал "Фонтанке.fi" Томми Вихавайнен (Tommi Vihavainen), управляющий директор компании Suomen Palautuspakkaus Oy (сокращённо - Palpa), которая занимается сбором и переработкой бутылок и банок в Суоми.
HASH(0x55ffd8688b28)
В 1950 году, когда финны начали задумываться о необходимости переработки, была налажена только сдача стекланных бутылок. К 1996 году, когда была создана Palpa, система начала принимать очертания той, что мы видим сейчас. В 2008 году она окончательно оформилась - автоматы стали принимать и пластик.
Сейчас Palpa - это частная компания, которая принадлежит розничным сетям и производителям напитков. Членами и одновременно владельцами организации являются, например, крупнейшие пивовары страны - Olvi Oyj, Oy Sinebrychoff Ab, Oy Hartwall Ab и государственный монополист по продаже крепких спиртных напитков Alko Oy. Система выгодна производителям, так как, получив долю в компании, они на государственном уровне освобождаются от спецефического финского налога на упаковку. Выручка от сборов, взимаемых с членов, и продажи переработанных материалов используется для покрытия расходов на поддержание работы системы возврата и переработки.
"Мы не получаем никаких субсидий от правительства. Все операции финансируются за счет сборов на переработку, которые платят производители и дистрибьюторы напитков", - говорит Томми Вихавайнен.
Оборот Palpa составляет около 70 млн евро в год без учета выплаты депозитов. В качестве депозитов за сданную тару в Финляндии ежегодно выплачивается 350 млн евро в год.