Рэп-битва года состоялась на петербургском Versus Battle. «Фонтанка» выяснила, почему эта история привлекла внимание федерального ТВ, кто зарабатывает на «рэп-боях», есть ли у рэперов цензура и ждать ли появления на баттле Алексея Навального.
В самом ожидаемом рэп-баттле года (баттл – от английского battle — «битва, бой») приняли участие известный рэп-исполнитель Оксимирон и не менее известный в баттл-кругах рэпер Гнойный. Несмотря на строгие рекомендации организаторов о неразглашении результатов «боя» до появления на YouTube официального видео, по сети стремительно распространилась информация о том, что Гнойный победил.
«Фонтанка» пообщалась с представителями рэп-индустрии, чтобы выяснить, во сколько обходится «хайп», кто на этом зарабатывает и когда российские политики заинтересуются рэп-баттлами.
Хайп хайпу рознь
В результате «слива» информации хайп (от англ. hype – «шумиха, ажиотаж») поднялся такой, что баттлом года заинтересовались федеральные телеканалы. К слову сказать, молодым интернет-пользователям такое явление, как рэп-баттл, знакомо давно. Ролики с рэп-баттлами на YouTube смотрят миллионы, у организаторов «рэп-боев» берут интервью известные сетевые журналисты, а знаменитые видеоблогеры выступают в баттлах в качестве участников.
Что такое рэп-баттл? Если коротко, то это состязание двух рэп-исполнителей (под музыкальный бит или, как в случае с проектом Versus Battle, без него), которые стараются продемонстрировать свой уровень и при этом максимально унизить оппонента при помощи своих текстов и разнообразных способов их подачи. Зачастую один рэп-исполнитель или ЭмСи бросает другому вызов (так и произошло в случае с Гнойным и Оксимироном). Если вызов принят, то соперники сходятся в «бою» из нескольких раундов, при зрителях читают рэп, после чего судьи определяют победителя.
В Петербурге есть две наиболее известные организации, которые занимаются проведением подобных баттлов, – #SlovoSPB и Versus. В рамках второго из них, наиболее успешного российского баттл-проекта Versus Battle, и прошла встреча Оксимирона и Гнойного. Руководителем и ведущим этого проекта является Александр Тимарцев (он же Ресторатор), известный, в частности, тем, что каждую «рэп-схватку» начинает со слова: «Пошумим!..»
На этот раз «шуму» было действительно много. Правда, Дмитрий Егоров (он же – Габонская Гадюка), один из судей, который выносил вердикт в историческом рэп-противостоянии Оксимирона и Гнойного, раскрывать хоть какие-либо подробности сего действа не спешит. «Всему свое время, – говорит он и отказывается сделать для «Фонтанки» исключение: – Есть официальная группа Versus Battle. Вся информация будет там. Чем меньше «спойлеров», тем больше будет просмотров».
Организаторы настоятельно просят не делиться никакими подробностями о прошедших баттлах, которые еще не появились на YouTube. Понять такую позицию можно, ведь именно просмотры и их монетизация являются важными источниками дохода для организаторов подобных мероприятий.
Российские рекордсмены Ютьюба
Перед Оксимироном (Oxxxymiron, он же – Мирон Федоров) и Гнойным (Вячеслав Машнов, он же – Вячеслав Карелин, Слава КПСС, Соня Мармеладова, Валентин Дядька) в минувшее воскресенье выступали и другие пары рэп-исполнителей. Такая система напоминает крупные боксерские бои, где главному событию вечера предшествуют схватки менее титулованных соперников. «Все эти «спойлеры», вся эта непроверенная информация, которая оказалась в сети, только подогревает интерес, и, судя по предыдущим баттлам, логично предположить, что первым будет опубликован именно баттл Оксимирона и Гнойного», – подводит черту под обсуждением «баттла года» один из постоянных участников съемок Versus Battle, судья и организатор многочисленных «рэп-состязаний» Дмитрий Егоров. «Еще раз повторюсь, когда видео будет опубликовано, решает Versus Battle», – подчеркивает собеседник «Фонтанки».
Еще один знаток баттл-индустрии, организатор проекта 140 BPM Battle Эдик Кингста (Edik Kingsta), называет рэп-битву между Мироном Федоровым и Вячеславом Карелиным не «баттлом года», а «баттлом века». «Думаю, что такого по масштабам события в ближайшие лет пять можно не ждать. Даже моя бабушка оказалась в курсе того, что произошло на «Версусе», – говорит Эдик и с ходу выдвигает предположение: после того, как видео этого эпохального события окажется доступным на YouTube, оно, скорее всего, «побьет» все предыдущие видео-баттлы по количеству просмотров.
Напомним, в апреле 2015 г. баттл Оксимирона и Джонибоя (Johnyboy, он же – Денис Василенко) набрал 1 млн просмотров и вошёл в историю мирового хип-хопа как самый просматриваемый баттл за сутки (сейчас видеозапись этого баттла на официальном канале Versus посмотрели чуть больше 38 млн раз). В марте 2016 г. этот рекорд был побит баттлом двух известных российских видеоблогеров – Юрия Хованского и Дмитрия Ларина (2,5 млн просмотров за сутки, в настоящее время – почти 32,5 млн). В июне 2016 г. Оксимирон вновь установил рекорд. Его победный баттл против рэп-исполнителя ST (он же – Александр Степанов) обогнал по просмотрам самую популярную в США рэп-битву между заокеанскими мастерами речитатива и рифмы Loaded Lux и Calicoe. Текущий рекорд по количеству просмотров за сутки также остается за российским сегментом YouTube и принадлежит баттлу отечественных видеоблогеров Эльдара Джарахова и Дмитрия Ларина (7,7 млн просмотров за сутки, всего на сегодняшний день около 21,5 млн просмотров).
Откуда деньги, бро?
В последнее время организаторы наиболее известных баттлов стали предлагать участникам не только побороться за призовые, размер которых зависит от статуса площадки и может доходить до нескольких сотен тыс. руб., но и получить гонорар за выступление. Организатор Versus Battle Александр Тимарцев (он же Ресторатор) в программе «ВДудь» рассказал Юрию Дудю о том, что они начали платить участникам от 20 тыс. руб. Это, судя по всему, нижняя планка. В зависимости от статуса рэп-артиста сумма гонорара может увеличиваться. По словам представителей рэп-индустрии, гонорары могут достигать и 100, и 150 тыс. руб. за один баттл.
«Наличие гонораров свидетельствует о появлении в этом деле профессионалов. Это плюс. С другой стороны, когда гонорары получают за плохие выступления – это может развращать. Тут все, как в российском футболе», – смеется Дмитрий Егоров по прозвищу Габонская Гадюка. «Я бы на месте некоторых участников бесплатно выступал бы, – рассуждает он. – Люди, знакомые с продвижением в Интернете, знают, сколько стоят просмотры, сколько стоит внимание целевой аудитории. Популярные баттлы – это реальная возможность стать суперизвестным», – отмечает постоянный судья Versus Battle.
Кстати, судьям, которые оценивают выступления участников, никаких денег не платят. Зато, как уже было сказано, часто платят победителям. Тот же рэп-исполнитель Гнойный, который, как пишут в СМИ, в минувшие выходные одержал победу над Оксимироном, ранее побеждал на другой петербургской баттл-площадке, #SlovoSPB, и получил за эту победу порядка 200 тыс. руб. Правда, для большинства рэп-артистов участие в баттлах – это в первую очередь раскрутка, а не основная статья доходов. Они пытаются «монетизировать» себя самостоятельно: выступают с концертами, зарабатывают на рекламных контрактах и мерчендайзинге. Самый яркий пример подобного подхода – это тот же Оксимирон, который по осени нацелился собрать московский «Олимпийский».
В начале было SLOVO
В настоящее время в России на слуху всего пять-шесть серьезных баттл-организаций, которые занимаются проведением «рэп-баталий», их съемкой, продвижением и распространением. Прежде всего речь идет о вышеупомянутых петербургских компаниях VERSUS и #SlovoSPB. Также в России существуют такие площадки, как SLOVO, 140 BPM Battle и RBL. Конкуренция высока не только среди исполнителей, кочующих от одной организации к другой, но и среди этих пока немногочисленных компаний. «Новым игрокам я бы не советовал соваться в эту игру. Конкуренция очень жесткая», – говорит организатор проекта 140 BPM Battle Эдик Кингста.
Все чаще в среде тех, кто старается продвигать свой бизнес на баттлах, звучат такие слова, как «франшиза», «монетизация» и «защита авторских прав». Показательной в этом смысле стала история, в результате которой петербургская баттл-площадка #SlovoSPB «отпочковалась» от изначального краснодарского проекта SLOVO. Сторонним наблюдателям эта ситуация могла напомнить классический бизнес-конфликт.
«Я уважаю создателей Slovo и создателей SlovoSPB. При этом считаю, что это не бизнес-проекты, и говорить о каких-то там франшизах и бизнес-конфликтах неуместно», – комментирует ситуацию Дмитрий Егоров (он же – Габонская Гадюка). «Это был абсолютно не денежный конфликт, – поясняет нынешний руководитель проекта Slovo Дмитрий Капранов (он же – Quid). – Просто у основателей проекта и их последователей оказались разные взгляды на будущее. Сейчас, спустя время, видно, что Дэн Чейни (руководитель проекта #SlovoSPB. – Прим. «Фонтанки») выбрал правильный путь и преуспел», – рассказывает Quid. «При этом, – добавляет он, – в настоящее время флагманом всего бизнес-процесса, без сомнения, является Versus. Насколько я знаю, с ними сотрудничает банк «Тинькофф» и другие серьезные рекламодатели. Думаю, в случае с Versus речь идет о прибыли, которая исчисляется миллионами рублей», – без зависти констатирует руководитель проекта Slovo.
По словам Эдика Кингста, все самые известные рэп-исполнители, а в последнее время еще и мощно подтягивающие аудиторию видеоблогеры (тот же Хованский, Ларин, Мезенцев aka LilDik и др.) выступают именно в рамках проекта Versus. «Тягаться с «Версусом» практически нереально, – говорит организатор проекта 140 BPM Battle. «Даже если представить себе, что появится какой-то крупный инвестор, который будет вкладывать серьезное бабло в раскрутку новой организации, переманивать к себе исполнителей, то и при таких условиях шансы на успех невелики. Вложения, скорее всего, не отобьются», – рассуждает эксперт. В качестве примера он приводит площадку по проведению рэп-баттлов FreeWay. «Они звали знаменитых чуваков, платили им деньги, но в итоге ничего не выгорело», – рассказывает Эдик Кингста из 140 BPM Battle.
Баттл – это не КВН
Можно ли строить на баттлах бизнес? Владельцы вышеупомянутых и довольно популярных баттл-проектов заявляют, что это довольно прибыльное дело. Говорят, что «на жизнь хватает». В то же самое время все они, как один, подчеркивают, что пришли в эту индустрию не ради миллионных доходов, а из-за любви к искусству. «О бизнесе можно говорить только применительно к самым успешным проектам, таким как Versus. В большинстве случаев, это просто забава, – рассуждает Дмитрий Егоров и добавляет, что «с точки зрения ведения бизнеса, баттлы – это непаханое поле».
Судя по всему, некоторые твердо намерены это «поле» вспахать. По словам главы проекта Slovo Димы Капранова (он же – Quid), в настоящее время они пытаются развивать свою региональную сеть и продают франшизы. «Уже сейчас у нас шесть действующих филиалов – в Москве, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке, в Новосибирске, в Харькове и Минске», – делится Quid успехами организации. «Мы даем шанс проявить себя тем, кто не имеет возможности, ездить и выступать в Питере. Во многих лигах страны больше половины участников – это наши люди», – рассказывает собеседник интернет-канала [Фонтанка.Офис].
По словам представителей баттл-индустрии, съемки одного видеовыпуска с участием нескольких пар рэп-артистов обходятся организаторам в 30 – 40 тыс. руб. Правда, речь в данном случае идет о провинции, а не о Москве и уж тем более не о рэп-столице российских баттлов Санкт-Петербурге. «В Питере стоимость производства баттл-контента в разы больше», – рассказывает глава проекта Slovo Дима Капранов. В разговорах о полномасштабном запуске подобных проектов фигурируют суммы от 300 тыс. руб. Якобы именно такие первоначальные вложения необходимы, чтобы провести более или менее заметный баттл и запустить амбициозный баттл-проект.
Организаторам баттлов интересны не только франшизы и просмотры на YouTube (1 млн просмотров одного ролика обходится спонсорам в 100 – 200 тыс. руб.), но также и крупные рекламные контракты. Эта индустрия привлекательна прежде всего для компаний, которым нужен широкий охват. Не случайно самыми активными рекламодателями на этом рынке являются букмекерские конторы. Что же касается целевой аудитории, то смотрят баттлы везде, где есть русскоязычная молодежь и доступ в Интернет. «Люди среднего возраста тоже активно подтягиваются», – отмечает Дмитрий Егоров (он же – Габонская Гадюка).
Правда, далеко не все компании и бренды готовы сотрудничать с организаторами баттлов. Все-таки тексты подавляющего числа рэп-исполнителей имеют мало общего с толерантностью. «Более не толерантной штуки, чем баттлы, представить себе сложно. Сексизм, расизм, геронтофилия, все там есть. Это не КВН, и многие очень известные зарубежные компании связываться с баттлами не хотят», – поясняет Дмитрий Егоров.
Состоится ли баттл Путина и Навального?
Нецензурной брани в баттлах действительно много. Даром, что одна из основных задач участника любого баттла – как можно сильнее задеть оппонента. Когда слушаешь выступление того или иного баттл-исполнителя, складывается ощущение, что в этом деле нет запретных тем. Удивительно, что такие известные поборники морали и нравственности, как Виталий Милонов или, скажем, Елена Мизулина, до сих пор не пошли на рэперов «крестовым походом».
"Да, на баттлах много ругаются, да, у баттлов много просмотров, но при этом каждый выпуск сопровождается заставкой, так называемым дисклеймером, с предупреждением о том, что этот контент не предназначен для просмотра несовершеннолетними", – рассказывает большой поклонник рэпа, судья и организатор многих баттлов Дмитрий Егоров по прозвищу Габонская Гадюка. «Я уверен, что в случае претензий моралистов Versus сможет от них отбиться юридически», – предполагает он и добавляет, что «как правило, такие истории затеваются политиками только ради хайпа».
Что же касается цензуры и запретных тем, то наиболее обсуждаемым примером «модерации контента» до сих пор остается ситуация, которая возникла в прошлом году после публикации видеозаписи баттла между Дмитрием Ромащенко (он же – Эрнесто Заткнитесь) и героем минувших выходных Вячеславом Карелиным (Гнойным). Организаторы баттла при помощи звука аудиопомех зацензурировали шутки про мост Ахмата Кадырова в Петербурге, патриарха Кирилла и украинцев.
Позже руководитель Versus Battle Александр Тимарцев (он же – Ресторатор) заявил, что модерация в баттлах будет постепенно появляться. Такую «внутреннюю цензуру» он объяснил тем, что баттлами могут заинтересоваться люди из неких надзорных ведомств, и посоветовал участникам «не лезть в политику».
«Баттлы могут быть злободневными, но не должны превращаться в агитки», – уверен Дмитрий Егоров. При этом Габонская Гадюка не исключает, что представители тех или иных политических сил уже «выходили» на организаторов баттлов с предложениями рекламного характера. «Что-то подсказывает мне, что если такие предложения и были, то организаторы баттлов их все-таки отклонили», – высказывает предположение Дмитрий Егоров.
«Если говорить о политике, то вспоминается фраза из выступления на «Версусе» Мистера Хайда (Mr. Hyde – он же Антон Белогай, один из создателей проекта SLOVO. – Прим. «Фонтанки»), которую он бросил своему оппоненту: "Будешь висеть дольше, чем Навальный на RAP.RU"», – рассказывает Дмитрий Егоров. «Дело в том, что на этом посвященном рэпу интернет-ресурсе никогда раньше не публиковались интервью с политиками, а несколько лет назад подобная традиция была прервана публикацией большого интервью с Навальным. Не знаю, что там были за договоренности, но ясно одно – для политиков аудитория, которая смотрит баттлы, конечно же, интересна», – объясняет и делает вывод Габонская Гадюка.
Даниил Ширяев, "Фонтанка.ру"
P.S. В ожидании «главного кино»: рэп-баттлы – что, где, когда?
Когда начались рэп-баттлы и как они устроены?
Самые первые рэп-баттлы появились еще в начале 1980-х годов. Именно в баттл-рэпе начиналась карьера таких известных ныне исполнителей, как Snoop Dogg, LL Cool J, MC Hammer, Dr. Dre и Ice Cube.
Важная эпоха в среде баттл-рэпа началась в Канаде в 2008 году, когда появилась лига King of the Dot. Она отличалась от классических баттлов тем, что участники не занимались сочинением рифм на ходу, а приносили «домашние заготовки». Судят баттлы, как правило, тройка судей – авторитетных людей в сфере хип-хопа. Такой формат оффлайн-баттлов стал популярным во всем мире.
В России баттл-рэп стал широко известен благодаря фильму «Восьмая миля» с Эминемом в главной роли. Первые отечественные баттлы стартовали в середине 1990-х годов. Вначале это были фристайл-баттлы – благодаря им звездами стали St1m, Noize MC и Лигалайз.
Какие лиги существуют сейчас и почему на баттлы запросто не попадешь?
Организаторами рэп-баттлов выступают так называемые платформы или лиги.
Главная лига баттл-рэпа в России – Versus Battle – по количеству просмотров, масштабу приглашенных людей, уровню обсуждений и известности вне среды баттл-рэпа. Versus Battle появился в 2013 году как русский ответ Kings of the Dot: это были оффлайн-баттлы, где оппоненты заранее готовили рифмы друг против друга. Главный шарм этих мероприятий заключался в их секретности: никто не знал, когда они проходят. До сих пор баттлы имеют статус закрытых мероприятий: туда допускаются только приглашенные организаторами или участниками баттлов люди. Versus Battle снимал свои битвы в питерском баре 1703, который впоследствии стал меккой баттл-рэпа в России. Судят баттлы специально приглашенные люди – как правило, это либо корифеи хип-хопа, либо известные блогеры. Главная звезда Versus – Oxxymiron: баттлы с его участием традиционно набирают миллионы просмотров.
Еще один проект Versus – это Versus BPM, баттлы под бит. В одиночных баттлах состязаются именитые исполнители. В его рамках не проводятся турниры – как правило, баттлы под бит в имеют статус «товарищеских».
Вторая по популярности лига – #SLOVOSPB. Она «откололась» от крупной баттловой лиги SLOVO. SLOVO появилось еще раньше Versus, в 2012 году, разрослось филиалами по всей России, но славы Versus так и не снискало. Конфликт между центром и филиалом породил крайне драматичный баттл между основателем лиги Хайдом и питерским «сепаратистом» Дэном Чейни, который считается одним из самых лучших боев за всю историю отечественного баттл-рэпа.
#SLOVOSPB представляет собой чемпионат молодых рэперов: есть турнирная сетка и плей-офф. В частности, Гнойный стал победителем первого сезона лиги, «сделав» самого организатора лиги Дэна Чейни. Многие из видных участников #SLOVOSPB впоследствии участвовали на Versus – например, Букер Д. Фред, дошедший до финала Fresh Blood.
В отличие от боев Versus, большинство баттлов #SLOVOSPB – открытые. Они проводятся в клубах вроде Mod или Backstage, но на них продается ограниченное число билетов, которое раскупается в считанные дни.
У #SLOVOSPB также существует сторонний проект «Рвать на битах». Это полутоварищеские командные баттлы. Главная их «фишка» – они проводятся в формате 2х2 (две команды по два человека) под бит. Стоит заметить, что открытость этих баттлов идет им на пользу – в отличие от Versus BPM, «Рвать на битах» больше напоминают концерты, чем классические баттлы, – публика реагирует на них куда живее.
Баттлы под бит получили продолжение в сравнительно новой лиге – 140 BPM. Ее организовал участник #SLOVOSPB Эдик Кингста. Это открытый чемпионат одиночных баттлов под бит, который проходит прямо сейчас.
Еще одна лига, о которой стоит упомянуть, – RBL. Ее руководитель – экс-участник #SLOVOSPB и Versus Fresh Blood Антон Забэ. Несмотря на то, что лига существует чуть больше года, RBL удалось провести несколько ярких баттлов с участниками Versus и #SLOVOSPB. Лига также существует в качестве чемпионата: не так давно завершился первый сезон. Баттлы носят открытый характер, и прийти на них может любой, кто, опять же, успеет приобрести билет.
Что особенного в баттле Оксимирона и Гнойного?
Оксимирон – главное лицо современного российского баттл-рэпа и не совсем типичный персонаж в контексте всего русского рэпа. Пока его современники слагали рифмы про подъезды, запрещенные препараты, легкодоступных женщин и прочие обывательские радости, Мирон Федоров, житель Лондона и студент Оксфорда, слагал техничные сложносочиненные рифмы о нелегкой жизни на чужбине в компании такого же «изгнанника» – Schokk`а. Затем Мирон возвращается в родной Петербург и потихоньку закрепляется в статусе важной фигуры отечественного рэпа.
Этим человеком как раз и оказался Гнойный, «в миру» Слава Карелин, он же Слава КПСС, Соня Мармеладова, Валентин Дядька, etc. Носитель всех этих «масок» – одиозный персонаж, скандалист, контркультурщик, по сути дела, панк отечественного баттл-рэпа. Он не чурается самых грязных тем в своих рифмах и не стесняется самых грязных фактов своей же собственной биографии, а также, при явном наличии интеллекта, не отказывает себе в удовольствии разразиться в адрес оппонента самой отборной бранью.
Гнойный – опытный баттл-рэпер. На баттлах он выглядит максимально расслабленно и неуязвимо. Это прочувствовал финалист Versus Fresh Blood Эрнесто Заткнитесь, который провел неплохой баттл против Гнойного, но был им фактически уничтожен из-за обнародования пары неприятных фактов о себе. Гнойный любит «докопаться до истины» и стыдить ею оппонента – разговоры о чести и достоинстве не для него.
Более того, несмотря на все ценностные и статусные различия, Гнойный очень сильно напоминает Оксимирона пятилетней давности – пишет рэп-эпиграммы на всех и вся, критикует русский рэп и противопоставляет себя ему. По сути, большинство треков Гнойного пропитаны нелюбовью и желчью по отношению к главным лицам русского рэпа. Гнойный также любит упрекнуть рэперов в «продажности» и «конъюнктурности». Более того, последние концерты Гнойный давал в «Зале ожидания» – по иронии судьбы, Оксимирон пять лет назад выступал со своими концертами именно там. С тех пор Оксимирон стал звездой первой величины – его альбомы в топе iTunes, он ходит на шоу к Урганту, готовится дать шоу в «Олимпийском» и является русским амбассадором бренда Reebok.
На приснопамятном баттле с Эрнесто Заткнитесь Гнойный назвал Оксимирона «жадной до хайпа свиньей». Мирон в твиттере вызвал Гнойного на баттл с желанием выяснить, кто действительно баттл-рэпер, а кто «чисто за хайпом». Гнойному только этого и надо было – вызов он, разумеется, принял. А дальше началось напряженное и мучительное ожидание, которое усугублялось тем, что ждать поклонникам рэпа пришлось больше года.
Как бы то ни было, несмотря на выплеснувшиеся в сеть фотографии, ролики, тексты, миллионы фанатов рэпа ждут главного события: появления на YouTube видео баттла Оксимирон vs Гнойный от Versus Battle, которое, по информации «Фонтанки», должно появиться в открытом доступе в конце недели.
К сказанному стоит добавить, что звездный статус Оксимирона, даже если его поражение Гнойному подтвердится, вовсе не будет утрачен. И он не только наверняка соберет «Олимпийский», но и, скорее всего, не потеряет рейтингов, сражаясь с новыми противниками.
С кем собирается «баттлиться» Оксимирон?
Огромные даже по зарубежным меркам просмотры баттлов Оксимирона не остались незамеченными даже за океаном. Звезда зарубежных баттлов Dizaster в прошлом году вызвал Мирона состязаться на английском языке, который для выпускника Оксфорда Мирона практически родной.
Более того, говорят, что для Оксимирона именно баттл с Дизастером находится в максимальном приоритете, а Гнойный нужен был ему, скорее, как спарринг-партнер, для разминки. Так или иначе, и Оксимирон, и Дизастер факт своего грядущего баттла подтвердили. Он ожидается в 2017 году. Следите за информацией «Фонтанки».
Куда можно сходить на баттл в ближайшее время?
В баттл-рэпе, как и в футболе, баскетболе и хоккее, существуют межсезонья. Уже прошел третий сезон Versus Fresh Blood. Буквально на днях завершился первый розыгрыш RBL. Другие лиги также ушли на летний отдых.
Тем не менее продолжает проводить открытые состязания 140 BPM. Там все только начинается – в пятницу, 11 августа, в клубе «Грибоедов» состоится второй этап баттлов под бит между молодыми MC. Состязаться друг с другом будут Шумм и Vibehunter, Диктатор UAV и Raymean, Gokilla и Plvy Blvck, Мак Скири и Knownaim. Впереди еще третий этап, а затем полуфинал и финал: так что совсем загрустить без баттлов не получится.
Когда наступят новые сезоны самых топовых баттловых лиг – пока неизвестно. Обычно об этом говорится спонтанно и непосредственно ближе к делу.
Владимир Завьялов, специально для «Фонтанки.ру»