Не чуждые покойному сенатору бизнесмены теряют актив, преподнесенный городом в середине 2000-х, когда Тюльпанов был спикером ЗакСа. О его роли в голосовании за нужный губернатору Матвиенко закон слагали легенды.
Смольный изменил свои планы на уникальный объект недвижимости в самом центре Петербурга – портик Руска на Перинной линии между Гостиным двором и зданием думы. Больше десяти лет город мирился с арендным статусом здания, в котором охотно размещались бутики. При жизни Вадима Тюльпанова основные «сливки» снимала компания, бизнес-интересы владельца которой тесно связаны его с родственниками.
Шестиколонный портик архитектор Луиджи Руска построил в начале 19-го века. В 1960-х здание разобрали для строительства станции метро «Невский проспект» и восстановили в 70-х. Площадь портика – 306,2 квадратных метра. Он находится в государственной собственности, но имеет шанс перейти в частное владение.
10 августа 2017 года в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступило дело по иску компании «Геральда» к комитету имущественных отношений Петербурга (КИО). Она требует от города заключить договор купли-продажи портика по преимущественному праву выкупа и оперирует давними теплыми связями с предшественником КИО – комитетом по управлению госимуществом (КУГИ).
Участие «Геральды» в судьбе портика началось в мае 2005 года. Она передала КУГИ предложение о предоставлении здания в аренду на длительный срок. Эта просьба без видимых причин и безо всякого сопротивления была удовлетворена. В ноябре 2005-го комитет заключил договор с фирмой. КУГИ в то время возглавлял будущий вице-губернатор Игорь Метельский.
Городская политическая легенда гласит, что под сделку КУГИ с «Геральдой» был, якобы, завуалирован широкий и щедрый жест Смольного в сторону тогдашнего спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова. Договор аренды не просто разрешал «Геральде» сдавать портик в субаренду другим юрлицам, но и не предусматривал отчета перед собственником. Более жесткие требования (уведомления о субаренде, предоставление оригинала договора и прочее) появились в допсоглашениях позже. Иными словами – плати аренду символическую, сдавай в субаренду по-рыночному. В одном из решений арбитражного суда указано, что годовой «абонемент» для «Геральды» составлял 4,7 млн рублей – по 1300 в месяц за каждый метр.
При этом на открытом рынке арендных предложений в соседних Перинных рядах стоимость метра достигает 8000 рублей в месяц. Впрочем, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина отметила некоторые особенности портика:
«У объекта крайне привлекательная локация, но недостаточно большая площадь для сдачи под торговую или офисную функцию. Стоимость квадратного метра можно смело устанавливать на уровне 2-2,5 тыс рублей. Цена 1300 выглядит несколько заниженной и может объясняться лишь особенностями упомянутого функционала».
Старожилы вспоминают, что в портике Руска подолгу субарендаторы не задерживались. Ценник был слишком высок. Даже бутик брендовой одежды «Империя моды» с клиентурой из числа чиновников и бизнесменов и средним чеком 150-200 тысяч рублей продержался всего год.
Рассуждая о событиях, которые произошли незадолго до передачи портика «Геральде», собеседники «Фонтанки» активно вспоминали (не считая того, что в начале 2005-го Валентина Матвиенко стала крестной матерью сына Вадима Тюльпанова) осень 2004 года. Шли жесткие споры вокруг инициированного губернатором закона о приватизации имущества Санкт-Петербурга. Депутаты ЗакСа стояли горой против. Не столько потому, что закон предвещал массовую распродажу недвижимости и земли, сколько монополизацию Смольным полномочий. Список подготовленных к приватизации объектов составляла исполнительная власть и предоставляла в ЗакС одновременно с проектом бюджета на следующий год, чтобы была возможность учесть доходы от приватизации, но не более. Даже представитель губернатора в парламенте Михаил Бродский признавал тогда, что депутаты имели право чувствовать себя обделенными.
В первом чтении закон о приватизации рассматривался в ЗакСе 13 октября 2004-го, и это был довольно странный день. Депутаты больше часа обсуждали закон Валентины Матвиенко и проголосовали против него. В 14.53 «Фонтанка» опубликовала новость «Депутаты не доверили Смольному приватизацию». Однако, как сообщали наши коллеги из «Регнума», в кулуарах ходил слух, что Вадим Тюльпанов может переназначить голосование. И действительно, депутаты, пообедав, изменили свое мнение о приватизации и переголосовали. Против закона не выступал уже никто, о чем говорит новость на «Фонтанке», опубликованная в 16.20.
Гендиректором «Геральды» является бизнесмен Андрей Кошкин, более известный по участию в О2 Development и долгому строительству апарт-отеля Prime Residenсe на углу улиц Херсонской и Александра Невского.
Владеют «Геральдой» Маргарита Лямзина и уроженец Израиля Ефраим Стучевский.
Супруг предпринимательницы Сергей Лямзин в настоящее время руководит транспортно-экспедиционной компанией «Меркурий транспорт», основанной Вадимом Тюльпановым в 1993 году. Она обслуживает суда в Большом порту «Санкт-Петербург». Расположена в бизнес-центре на Канонерском острове. «Меркурий транспорт» по-прежнему можно считать активом Тюльпановых. Половина долей принадлежит теще покойного сенатора Елене Анепир. Она же владеет и руководит благотворительным проектом «Звезды детям events». Его лицами являются Александр и Милана Кержаковы.
У Кошкина и Стучевского есть совместная «Группа Ярд», в которую входит ООО «Ялта» (юридическое лицо стройки апарт-отеля).
Кроме бизнес-близости к семье покойного госдеятеля, Ефраим Стучевский также отмечен работой на петербургского миллиардера Дмитрия Михальченко.
«Fashion-направление холдинговой компании «Форум» представлено компаниями ЗАО «Акварель» и ООО «Коллекция», которые являются эксклюзивными дистрибьюторами в Санкт-Петербурге всемирно известных брендов – Zilli, Frette, Kiton, Canali. Все эти марки объединяет безупречное качество и высочайшее мастерство исполнения каждой коллекции», – указано на сайте вакансий 9 ноября 2016 года. Стучевский работал гендиректором «Акварели» в 2008-2009 годах, сменив на посту самого Михальченко.
Отметим, что еще до смерти Вадима Тюльпанова в апреле 2017 года у собственников «Геральды» испортились отношения со Смольным. Впервые с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп компания выступила в конце апреля 2016-го. КИО отказал и совершил контрвыпад. В ноябре он закрепил портик на праве оперативного управления за городским туристско-информационным бюро для работы с туристами и проведения культурных мероприятий в рамках подпрограммы «Имидж Санкт-Петербурга». Когда «Геральда» снова обратилась в комитет и даже предоставила проект договора купли-продажи, с удивлением узнала о соседе.
В судебных тяжбах слово остается за Смольным. Доказывая свое право распоряжаться портиком по своему усмотрению, без оглядки на договор аренды 2005 года, КИО ссылался на акты обследования объекта. Судя по ним, в здании хозяйственная деятельность не велась, здание не использовалось.
Но и в руках чиновников портику живется так же плохо. Он и 11 августа 2017-го выглядит осиротелым. Бюро для туристов тут так и не разместили. Лестница поросла мхом, на заржавелых колоннах с незапамятных времен болтаются новогодние гирлянды, пыльные окна манят 70-процентными скидками из прошлого, на фронтоне по-прежнему красуется вывеска «Империя моды», а заднюю часть здания завсегдатаи Думской приспособили под барную стойку.
Впереди еще одна битва за портик. Андрей Кошкин уверен, что договор с городом предусматривал аренду почти на двадцать лет, до 2024-го. Однако двоякие формулировки позволили КИО сделать вывод о действии соглашения до 2 августа 2017-го, и сейчас он отказывается возобновлять договор. «Геральда» подала новый иск. Арбитраж его не принял, но дал до 5 сентября уточнить требования.
Адвокат юридического бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов, представляющий интересы Андрея Кошкина, для комментариев оказался недоступен. По телефону бизнесмена ответила его помощница и сообщила, что он находится за пределами страны.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»