Жители Петербурга жалуются на самолеты над центром города. Одни недовольны шумом, другие удивлены разрешением летать над жилыми домами на малой высоте. Для того чтобы разобраться в вопросе, «Фонтанке» пришлось вооружиться аэронавигационными схемами, линейкой, формулами и составить интерактивную карту.
«Кто, когда и какого черта изменил маршруты взлета-посадки самолётов в Пулково так, что они теперь проходят "над самым сердцем города"?» – написал в Сети глава центра ЭКОМ Александр Карпов и сразу же получил эмоциональную поддержку от петербуржцев. В своем негодовании он не единственный. «Фонтанка» регулярно получает письма петербуржцев с повторяющимися вопросами о самолетах над центром города. Настало время разобраться.
Кто? Где? Когда?
Воздушное движение над Петербургом изменилось в феврале 2017 года. Это стало очередным шагом по подготовке Пулково к растущему пассажиропотоку.
Аэропорт начал готовиться к новым пассажирам еще в 2010 году, когда началось строительство здания нового терминала площадью 105 тыс.кв. метров, закончившееся в 2013 году. Новый терминал, а также реконструкция старого здания Пулково-1 увеличивает потенциальную пропускную способность аэропорта до 17 млн пассажиров в год. Наилучшие показатели были достигнуты в 2014 году – 14,2 млн пассажиров. Следующие два года пассажиропоток падал. Однако с начала 2017 года управляющая компания Пулково «Воздушные ворота Северной столицы» сообщает о росте потока пассажиров на 25% по сравнению с прошлым годом.
Вслед за расширением наземной инфраструктуры в ожидании плотного трафика начали готовить и модернизацию воздушного пространства. Для Пулково были разработаны новые схемы прибытия по системе Point Merge System. Ее идея в использовании части маршрута в виде широкой дуги.
Аэропорт Пулково имеет две параллельные полосы, но одновременный заход на них запрещен. Поэтому авиадиспетчеру приходится выстраивать прибывающие с разных сторон самолеты в одну линию. Кроме того, ему нужно организовать временные интервалы между бортами, чтобы приземлившиеся успели освободить полосу, готовые к взлету покинули Пулково. Для их создания весь прибывающий трафик отправляют лететь по длинной дуге, а затем самолеты «выдергивают» по одному и отправляют их на полосу.
Новые маршруты были введены в феврале 2017 года, спустя четыре года после завершения строительства нового терминала. Чтобы показать, где конкретно летают самолеты над Петербургом, мы составили интерактивную карту, отметив маршруты, которые находятся ближе других к центру Петербурга. Карта составлена на основе данных из сборника аэронавигационной информации ЦАИ ГА.
В частности, схема BEPOL1A используется для рейсов с северо-востока в ситуации, когда Пулково принимает самолеты на полосы в восточном направлении. Схема AKARU1B – для рейсов с северо-запада, когда в Пулково принимают рейсы на полосы в западном направлении. Кроме того, в ситуации, когда самолет должен лететь на запад, но из-за ветра взлетать приходится восточным курсом, он использует схему UTETA1D, а когда наоборот – надо лететь на восток, но взлетать на запад, то летит по схеме KERIS1A.
Как самолеты шумят над городом?
Вслед за ростом пассажиропотока растет и статистика по количеству обслуживаемых самолетов. По данным «ВВСС», количество взлетно-посадочных операций за первые семь месяцев 2017 года увеличилось на 17,5% ‒ до 86 357. Объем обслуженной максимальной взлетной массы составил 3 006 995 тонн, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достиг 22,7%.
По просьбе «Фонтанки» в Пулково подсчитали, что чаще всего в петербургском аэропорту можно встретить самолеты Airbus A319 и A320. На них суммарно приходится около 53% всех взлетно-посадочных операций. Поэтому в расчетах шума мы будем опираться на эти типы воздушных судов.
Ориентироваться будем на санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», где для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам, с 7 до 23 часов установлен максимум в 70 децибел, с 23 до 7 часов – 60 децибел.
Британский аэронавигационный провайдер NATS провел собственные измерения уровня шума различных типов самолетов на разных высотах. По их данным, на высоте 1400 футов (около 420 метров) Airbus A319 шумит на 67,7 децибела, А320 – на 64,9 децибела. С ростом высоты шум стихает. На 3500 футов (около 1100 метров) А319 шумит уже на 64,4 децибела, а на 3700 футов (тоже около 1100 метров) А320 выдает 64,7 децибела. Дальше – тише. Так, на 9000 футов (около 2700 метров) А319 слышно лишь на 45,8 децибела.
На высотах от 400 до 2700 метров самолеты бывают либо на финальном этапе захода, либо сразу после взлета. Причем взлет, как правило, более шумный: самолет тяжелый, поскольку снаряжен топливом на весь полет, двигателям нужно как можно быстрее разогнать его до необходимой скорости, а значит, приходится работать на более высоких оборотах.
Обратимся к опубликованным маршрутам для Пулково. Схемы выхода, которые предусматривают полет над жилыми кварталами, предписывают минимальный градиент набора 6,5%. Это означает, что на 1 км пути самолет должен набирать 65 метров высоты. Также в схемах стоит ограничение на максимально допустимую скорость на этом участке – 420 км/ч. Возьмем эти параметры и посчитаем, что уже через минуту после взлета самолет будет находиться на высоте 487 метров. За эту минуту он успеет пролететь лишь 7 км, то есть, согласно схеме, будет находиться еще на взлетном курсе, не успев довернуть к городу.
Выходя по схеме UTETA1D, самолет впервые пройдет над жилой застройкой на точке LI703, до которой он будет лететь 28 километров в течение 4 минут. С градиентом 6,5% на скорости 420 км/ч он должен будет набрать высоту не менее 1800 метров (около 5900 футов). Аналогичное расстояние и высоты для самолетов, вылетающих по схеме KERIS1A, где первой точкой над домами станет LI715. Для простоты расчета возьмем закон обратных квадратов. Таким образом, будем игнорировать возможные барьеры на пути звуковой волны или отражатели, которые будут ее усиливать. Используя данные NATS, получим результат 51,4 децибела. Разумеется, это касается тех случаев, когда человек непосредственно находится под летящим над ним самолетом.
Представим ситуацию, когда петербуржец находится на Дворцовой площади, а из Пулково взлетает самолет. Ближайшая к площади навигационная точка LI716 находится на расстоянии 5,8 километра от нее и в 37 километрах от Пулково, по предписанному маршруту KERIS1A. К этому моменту самолет должен набрать не менее 2400 метров. Опять используем закон обратных квадратов, таким образом получим результат 40 децибел.
В случае прибытия в Пулково по схеме AKARU1B, которая проходит над северной частью города, для бортов установлено ограничение по высоте. Уже пролетев Петербург, на востоке от него они должны пройти точку LI758 на высоте не ниже 8000 футов (около 2400 метров). По расчетам «Фонтанки», на этой высоте шум от А319 должен составить 48,9 децибела.
Похожая ситуация с самолетами, прибывающими по схеме BEPOL1A, которая также проходит над севером Петербурга. В отличие от предыдущей схемы, для участка над жилыми районами не установлена минимальная высота, однако для всей схемы она составляет 6000 футов (около 1800 метров). Шум от А319 на такой высоте не должен превышать 51,4 децибела.
Отдельно стоит отметить, что в Пулково больше не используются маршруты ухода на второй круг над жилыми домами. В западном направлении самолеты уходят к Кронштадту, в восточном – в сторону Ладоги и на юго-восток.
Андрей Меньшенин