Президентское внимание закрыло полигон Новоселки для бытовых отходов Петербурга. Везти их на предложенные площадки в Ленобласти долго и дорого, а на постройку новых нужно от 2 до 5 лет.
- После встречи Владимира Путина и Георгия Полтавченко 9 августа, где президент спросил главу города о судьбе полигона Новоселки, свалку, похоже, действительно окончательно закрыли для бытовых отходов. Впрочем, о закрытии полигона губернатор объявил еще минувшей весной. Но и сейчас чиновники не решили, куда деть мусор из городских дворов. Полигонов в области хватает, но перевозчикам невыгодно ехать дальше, чем на 50 км, а в этой зоне площадок совсем мало. Экологи опасаются, что мусором просто завалят окрестные леса, а правительства двух регионов спешно ищут места для еще двух мусороперерабатывающих объектов.
-
Президент страны поговорил с главой Петербурга 9 августа в Сочи. Речь шла о том, что в ходе «Прямой линии» ему передали жалобы на полигон Новоселки в Приморском районе.
«Мы прекращаем приём мусора на территорию свалки и начинаем её рекультивацию. Уже сегодня все отходы мы туда не возим. Возим только землю и строительные отходы, чтобы провести обваловку», – заверил градоначальник.
-
- Куда повезут
- В областной территориальной схеме обращения с отходами содержится список объектов по их размещению, он включает более 30 полигонов. Кроме того, на 10 площадках занимаются обезвреживанием, на 18 — утилизацией, на восьми — обработкой. Однако рассчитывать, что мусор, который раньше возили на Новоселки, теперь ровным слоем размажут по этим полигонах, было бы глупо. В схеме учтены явно не подходящие для этого объекты, вроде «Красного Бора» и ЭПК НПО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина». Есть привязанные к конкретным производствам, таким как птицефабрика «Роскар», им нет резона тратить свои небогатые мощности на мусор чужого региона.
- При «живых» Новоселках сложно было заставить перевозчика ехать в Выборг или Тихвин. Теперь критерии поменялись. Источники «Фонтанки» на рынке пояснили, какие именно областные полигоны рассматриваются в Смольном и в среде бизнеса в качестве реальной альтернативы. Это четыре площадки ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» в Приозерском, Волховском, Кингисеппском и Сланцевском районах. Кроме того, твердые коммунальные отходы можно будет, по мнению чиновников, отправить на полигон ООО «Профспецтранс» в 5 км от Волосово, ЗАО «Промотходы» в деревне Самарка Всеволожского района, ООО «Полигон ТБО» недалеко от Лепсари, ООО «Лель-Эко» у Киришей и ООО «Спецавтотранс» поблизости от деревни Куньголово.
- В лучшие времена Новоселки принимали до 700 тысяч отходов в год, в 2015 году туда вывезли 650 тысяч тонн. О мощностях областных полигонов можно приблизительно судить по территориальной схеме; утверждена она в ноябре 2016, но использованы в ней данные все того же 2015 года. «Управляющая компания» могла принять 83 тысячи тонн в Сланцах, 2 тысячи — в Кингисеппском районе, 200 тысяч тонн — в поселке Тракторное (Приозерский район). Волховский полигон на 900 тысяч тонн только запускался. «Промотходы» могли принять 2,5 млн тонн, однако эти данные включали проект, который до сих находится в стадии экологической экспертизы. «Лель-Эко» – 270 тысяч, Лепсари — 263 тысячи, «Профспецтранс» – 23 тысячи, а Куньголовский полигон – порядка 40 тысяч. При лучших раскладах — немногим более 4 млн тонн.
- Глава областного Управления по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов не видит проблем в объемах.
«Новый полигон в Куньголово — 240 тысяч тонн проектной мощности, – подбивает он актуальные цифры. – У «Промотходов» только в первой очереди оставалось еще около миллиона тонн, у «Полигона ТБО», если будет решена проблема с договором на землю, появится еще около 400 тысяч. Но в основном чуть ли не половина петербургских отходов лягут на площадку в Тракторном (порядка 240 тысяч тонн), и на полигон у деревни Кути (Волховский район), где строится новая карта и общая заявленная мощность составляет 900 тысяч».
- Нельзя забывать также о площадке ЗАО «Новый Свет-Эко» в Гатчине, которая неожиданно обрела вторую жизнь и выбила себе увеличение мощности с 7,2 млн до 10,5 млн тонн.
- Поговорить с руководством полигонов — почти всех – оказалось утопией. Однако эксперты подтвердили подозрение корреспондента, что даже этот ограниченный список при ближайшем рассмотрении усыхает еще сильнее.
«В Кингисепп на «Фосфорит» не поедут, в Сланцы тоже, – говорит председатель МЭОО «Зеленый фронт» Сергей Виноградов, имея в виду два полигона «Управляющей компании». – Население не готово оплачивать такое «плечо» и не станет. В Лепсари построена вторая карта, но договор аренды на землю с компанией до сих пор не заключили. Вторая очередь «Промотходов» тоже пока подвисла. «Лель-Эко» – небольшой полигон на основе карьера, в Волосово до недавнего времени, насколько я знаю, отходы не возили».
- На сайте «Спецавтотранса» написано: «Извещаем Вас о том, что с 01.07.2017г. полигон ТБО в районе дер. Куньголово, эксплуатируемый ООО «Спецавтотранс» переходит к этапу подготовки к рекультивации. На полигон будут приниматься только инертные материалы: грунт, строительные отходы, отходы гипса, графита, мела и т. п. Для размещения коммерческих отходов 3-5 класса опасности открывается вторая очередь полигона, эксплуатирующая организация ООО «Эко ПЛАНТ». «Профспецтранс» особенно не порадовал.
«Мы не принимаем твердые коммунальные отходы из многоквартирных домов Петербурга за исключением Стрельны, Ломоносова, Петродворца, – рассказал гендиректор компании Сергей Санне. – Это принципиальная позиция, согласованная с правительством Ленобласти. Мы возим из Ломоносовского и Волосовского районов, нам пока этого хватает. Пока работаем над расширением; когда все бюрократические процедуры для открытия второй очереди будут преодолены, мы сможем принимать отходы от Петербурга».
«Конечно, если вариантов не будет, повезут и в Кингисепп, и в Сланцы, – утверждает, в свою очередь, заместитель директора СРО НП «Межрегиональное объединение операторов по обращению с отходами» Вадим Унжаков. – К тому же у «Управляющей компании» есть точки и поближе, у деревни Кути, там полигон фактически только начинает работу. Вторая очередь «Полигона ТБО» построена, осталось решить проблему с договором, есть расширение в Куньголово. Другое дело, что все это относительно небольшие полигоны, на несколько сотен тысяч тонн».
- Сколько заплатят
- Проще говоря, если бюрократические механизмы ускорятся, то в Ленобласти есть, где разместить петербургский мусор. Однако это остается чистой теорией, если не учитывать вопрос расстояния. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты считают, что более или менее экономически оправдан вывоз мусора не далее, чем на 50 км.
- В информационном письме комитета по тарифам указано, что размер платы за вывоз ТКО рассчитан по стоимости 386,10 руб. за 1 кубометр. Грузовик стоит порядка 3-4 млн рублей, прикидывают аналитики. Чтобы компенсировать расходы на амортизацию и зарплаты, машина должна приносить в день от 30 тысяч рублей. Если вывозить на 20 км от места образования отходов, машина успевает делать 3-4 рейса в день; 50 км – максимум 2 рейса. Если это машина с погрузкой, которая вмещает 27 кубометров, выходит 10 422 рублей за рейс. Чтобы было выгодно возить до 50 км, должен быть установлен пресс-компактор, такой мусоровоз вмещает уже до 60 кубов и способен за рейс приносить 23 160 рублей. Но в среднем, машина везет 40-45 кубометров, так что выходит примерно 2 рейса за день и 17 370 рублей за каждый.
- В заветной 50-километровой зоне оказываются ЗАО «Промотходы», «Полигон ТБО», «Спецавтотранс» и «Новый Свет-Эко». Есть еще два перерабатывающих предприятия МПБО-2, в Янино и на Волхонке, компост оттуда можно будет вывозить на те же Новоселки для рекультивации объекта. Полигоны «Управляющей компании» расположены на расстоянии от 110 до 180 км, «Профспецтранс» и «Лель-Эко» – 85 и 150 км соответственно.
- Каждый полигон утверждает свой тариф на прием коммунальных отходов. Средний показатель — порядка полутора тысяч за тонну, но он грозит вырасти. Дело в том, что с 2016 года операторы должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении коммунальных отходов (в случае с неопасными бытовыми отходами — 17 рублей за тонну).
«С третьего квартала мы повышаем цену на захоронение практически в два раза, – говорит Сергей Санне. – Мы больше намерены принимать отходы на обработку и утилизацию. Мы знаем, что Росприроднадзор намерен получить с нас плату за негативное воздействие, в том числе, задним числом за 2016 год. Эти убытки мы закладываем в тариф. При этом цены поднимают все, у всех выросла стоимость «плеча», а переложить это на клиента одним махом мы не можем. Так что ситуация не блестящая».
- С 2019 года каждый регион должен определить единого оператора по вывозу мусора, контракт будут заключать минимум на 10 лет. Петербург намерен перейти на эту схему досрочно. Это значит, что необходимо будет определить единый тариф, в который заложат расходы оператора на доставку отходов к местам захоронения и переработки. Конкурсы еще не объявлены, но на рынке бытует мнение, что в итоге город разделят две крупнейшие отраслевые компании. «Спецтрансу № 1», аффилированному с «Новым Светом – Эко», достанутся южные районы по левую руку от Невы. МПБО-2 получит север, где и расположены его заводы.
- Чего ждать
- И чиновники, и экологи в разговорах с «Фонтанкой» подтверждают, что раскидать условно «новоселковский» мусор по действующим полигонам области – временная мера. Для того, чтобы везти отходы на дальние 100-километровые рубежи, нужны дополнительные станции сортировки, перегруза, откуда будут отправляться автопоезда. Это решает задачу на какой-то срок, но без новых полигонов не обойтись.
«В противном случае перевозчики просто будут сваливать мусор где-нибудь на нелегальных свалках поближе к Петербургу, вместо того, чтобы везти его за 100-200 км», – говорят экологи.
- Вадим Унжаков считает, что эта угроза преувеличена: «Объем образующегося мусора предсказуем, возят его большие компании, так что вряд ли они будут просто сбрасывать его в лес». В отраслевом управлении правительства Ленобласти говорят, что основная проблема нелегальных полигонов – это не коммунальные, а строительные отходы.
«В Ленобласти образуется в год порядка 500 тысяч тонн коммунальных отходов, в 4 раза меньше, чем в Петербурге, – говорит Николай Борисов. – Областной мусор могут принимать полигоны на периферии региона, а для нужд Петербурга мы ищем свободные пятна в 50-километровой зоне от города под две площадки. Изначально этих пятен было 10, теперь 4 – два во Всеволожском, в Кировском районе, и в Гатчинском. При этом речь идет не просто о размещении, согласно поручению губернатора области, необходимо строить именно перерабатывающие мощности».
Для строительства мусороперерабатывающего завода требуется в лучшем случае 3 года, говорят в «НИИ экологического и генерального проектирования».
«Проектирование – 6-8 месяцев, прохождение необходимых экспертиз – 6 месяцев (это если сразу положительные, что практически нереально), выделение земельного участка, перевод земель в соответствующую категорию (земли промышленности), общественные слушания и непосредственная стадия строительства 18-24 месяцев, – считают эксперты. – Однако следует учитывать время на работу с общественностью, на бюрократию, перебои с финансированием, и в итоге получится минимум 5 лет». В случае с полигоном размещения речь идет минимум о 2 годах.
Полигон Новоселки функционирует с 1972 года, на нем изначально размещаются преимущественно твердые коммунальные отходы, а также частично производственные. Проблема дурного запаха в окрестностях Новоселок постоянно становится предметом внимания Смольного и СМИ как минимум с 2012 года. В апреле 2017 года губернатор Георгий Полтавченко заявил, что до конца года полигон перестанет принимать необработанные отходы, после чего начнется 7-летний процесс рекультивации. Планируется выравнивание 35-метрового террикона и его закрытие защитным изолирующим слоем с применением современных материалов, строительство локальных очистных сооружений сточных вод и станции активной дегазации свалочных газов. К концу 2020 года планируется перейти к подготовке почвы, посеву травы и высадке деревьев. Стоимость проекта оценивается почти в 2 млрд рублей.
Николай Кудин, "Фонтанка.ру"