«Фонтанка» протестировала систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» в Санкт-Петербурге и узнала, в каком состоянии «отечественный ответ GPS» встретил 16-й день рождения на гражданке.
К августу 2017 года системой были оснащены почти 800 тысяч автомобилей. Внедрение дается недешево: оператор системы закончил год с убытком в 607 млн, на Дальнем Востоке не хватает оборудования и митингуют активисты. В Интернете распространяются ролики про некорректную работу главной функции — передачи информации о ДТП, а на горизонте еще и коммерциализация системы — пользователям предложат платные услуги. С 20 августа 2001 года, когда была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», которая перевела военный ГЛОНАСС на мирные рельсы, прошло 16 лет.
Проверка «боем»
«ЭРА-ГЛОНАСС» запускалась с одной целью — в течение «золотого часа» после ДТП максимально быстро передать сигнал о помощи в оперативные службы. В среднем, как сообщила «Фонтанке» пресс-служба АО «ГЛОНАСС» (оператор системы), время отправки информации о ДТП составляет 19 секунд. Но на прошлой неделе житель Приморья выложил ролик «ЭРА-ГЛОНАСС не помогла», который опроверг это утверждение.
Мужчина стал очевидцем серьезного ДТП на трассе у Уссурийска и нажал в машине кнопку системы «ЭРА-ГЛОНАСС», чтобы сообщить об аварии. Его вызов с Дальнего Востока соединили с оператором в Москве, за 9000 км от места событий. Там у него поинтересовались, где он находится. А затем переадресовали вопрос в местные оперативные службы, которым не передали никакой информации – пришлось объяснять всё по новой. В итоге на эмоциональную беседу ушло 6 минут — за это время пострадавшие в аварии сами вызвали себе помощь по обычным мобильным телефонам, без всякой «экстренной кнопки «ГЛОНАССА».
Эксперимент «Фонтанки» по мотивам ролика, но уже в Петербурге подтвердил, что 19 секунд — это только время соединения с МВД, к которым надо добавить еще беседу, если вы сами сообщаете об аварии. Но в 1 – 2 минуты в Северной столице уложиться реально.
Тест мы проводили на «нехорошем» участке Обуховской Обороны, который проходит под КАД. Железнодорожный переезд, съезд и сужение дороги сгенерировали там в субботу вечером одновременно две реальные аварии - Renault Logan залетел под грузовик, а в противоположном направлении Nissan Note оставил бампер и пробил колесо в столкновении с фурой. Оперативные службы приехать еще не успели, поэтому «Фонтанка» решила помочь участникам аварий с помощью кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС» в своей тестовой Toyota Camry (спасибо, Тойота Центр Автово).
Кнопки SOS в обязательном порядке устанавливаются во всех машинах, которые были выпущены после 1 января 2017 года. В японской иномарке она скрыта под пластиковой предохранительной крышкой. Открываем её, нажимаем кнопку и держим 3 секунды — так предписывает инструкция. Раздается пиканье, как в заставке программы «Время», и через секунд 15 – 20 в динамиках звучит голос: «Оператор «ЭРА-ГЛОНАСС». Слушаю вас».
- Здравствуйте, мы вот ехали по Обуховской Обороны и увидели аварию на пересечении с КАД. Можно вызвать сюда полицию?
- Пострадавшие есть?
- Вроде нет.
- Вызов переводится в экстренно-оперативную службу. Ожидайте соединения
Экстренно-оперативной службой оказалась дежурная часть МВД. А дальше состоялся достаточно странный диалог: одновременно стали разговаривать мужской и женский голоса. Мужчина поинтересовался, у какого мы дома по Обуховской Обороны. И мы поняли: не работает система, ролик с Дальнего Востока не врет, найти нас не могут! Но тут же женский голос ответил на вопрос — дом 269, корпус 3. И мужчина пообещал отправить по этому адресу помощь. По второму ДТП диалог голосов МВД повторился.
В обоих случаях все это заняло не более 1,5 – 2 минут, из которых большую часть времени составило ожидание ответа дежурной части МВД. Но координаты считать они смогли и информацию приняли без лишних вопросов — совсем не как в Приморье. Возможно, потому, что сама система call-центров (или, как их называют в «ГЛОНАССе», фильтрующих контакт-центров) гиперцентрализована — все они сконцентрированы в европейской части России.
«У нас работают 3 фильтрующих контакт-центра ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»: в Москве, в Курске и в Костроме. Не имеет значения, где находятся наши фильтрующие контакт-центры (ФКЦ), время передачи информации по всей стране одинаково, из какой бы точки ни производился вызов и в какой ФКЦ он бы ни попадал. С увеличением числа автомобилей, зарегистрированных в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», возрастает и нагрузка на ФКЦ. Когда будет возникать необходимость в увеличении количества операторов, будут появляться новые ФКЦ в других регионах России», – пояснили «Фонтанке» в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».
Первый «боевой» вызов о ДТП был зарегистрирован «ЭРА-ГЛОНАСС» 21 января 2016 года из Ростова-на-Дону. На 12:00 по московскому времени 21 августа 2017 года в системе было принято и обработано 319 203 вызова, из которых 2563 вызова потребовали реагирования экстренных оперативных служб. Причем 1109 вызовов поступили в автоматическом режиме – при серьезных повреждениях автомобиля. Всем пострадавшим, как пояснили в «ГЛОНАССе», была оказана помощь.
Из этого массива за всю историю «ЭРА-ГЛОНАСС» по Санкт-Петербургу поступило 187 «боевых» вызовов (102 из них – автоматические, при серьезных ДТП). За 2017 год – 168 вызовов (98 – автоматические). По Ленинградской области – за весь период 75 вызовов (37 автоматические), за 2017-й – 65 «боевых» вызовов (33 автоматические).
Бизнес в убыток
Количество обработанных вызовов и подключенных абонентов растет параллельно с убытками единственного оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Учрежденное Росимуществом в 2015 году АО «ГЛОНАСС» увеличило убыток по итогам 2016 года в 24 раза — с 25,1 млн рублей до 607 млн рублей. Выручка при этом выросла всего в 14 раз (с 9,4 до 132,1 млн рублей).
При этом компания активно наращивает объемы закупок - в 2017 году она уже заключила контракты на 1,27 млрд рублей. За весь 2016 год - на 997 млн. А в 2015-м — всего на 130,2 млн.
Крупнейшие из них приходятся на поставку оборудования для вызова экстренных служб — тех самых модулей, которые используются в автомобилях. Поставляют их через госзакупки три производителя – «СТ ТЕХНОЛОДЖИ» (16,9 млн рублей), «Форт-Телеком» (18,6 млн рублей) и фаворит — ООО НПП «ИТЭЛМА», с которым только в этом году были заключены контракты на 490 млн рублей.
«ИТЭЛМА» и «ГЛОНАСС» весь 2017 год пытаются закрыть дефицит оборудования на Дальнем Востоке, где вовремя не оказалось модулей для установки на импортированные праворульные машины.
Как сообщили в Минтрансе России, в августе 2017 года с компанией был заключен контракт на поставку 15 тысяч комплектов устройств вызова экстренных оперативных служб в Дальневосточный федеральный округ. В целом за период с января 2017 года по 15 августа 2017 года на Дальний Восток было отправлено 22 576 устройств вызова экстренных оперативных служб для установки на импортируемые в Российскую Федерацию подержанные автомобили. Ожидается, что до конца августа все очередники, чьи автомобили уже находятся на территории Российской Федерации, получат устройства «ЭРА-ГЛОНАСС».
Причина спешки отчасти и политическая – в Приморье с нового года продолжаются протесты населения против системы. Активисты проводят митинги и рассылают обращения властям с требованием сделать установку «ЭРА-ГЛОНАСС» на машины добровольной, а также разрешить таможне выпускать иномарки без предустановки такой системы.
Заработают на консьерже
Коммерчески успешным проект пока стать не может — экстренный вызов оперативных служб через терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле бесплатен и менять это пока никто не хочет. Зато в завершающей стадии тестирования находится монетизация через дополнительные услуги.
«В настоящий момент АО «ГЛОНАСС» проводит работы по внедрению в эксплуатацию коммерческого контактного центра, в функции которого будет входить обработка обращений по дополнительным коммерческим услугам, в том числе услугам «Консьерж-сервис» и «Помощь на дороге». Услуги техпомощи будут оказываться совместно с сервис-провайдерами», – пояснили в пресс-службе компании.
В качестве помощи на дороге будет предлагаться помощь в запуске двигателя, выезд технической помощи для организации мелкого ремонта на месте, выездной шиномонтаж, эвакуация автомобиля, подвоз топлива, аварийный комиссар. А консьержу водитель сможет поручить бронирование авиа- и ж/д билетов, номеров в отелях, организацию трансферов в аэропорт.
Начиная со второго квартала 2017 года «ГЛОНАСС» отлаживает взаимодействие с сервис-провайдерами и автопроизводителями и до конца 2017 года планирует выйти на рынок с этими функциями. Тогда же станут известны и цены.
Илья Казаков, "Фонтанка.ру"