Геологи бьют тревогу: глобальное изменение климата и влияние дамбы угрожают в ближайшие годы разрушить пляжи на северных берегах Финского залива — в Солнечном, Репино, Комарово, Лисьем Носу.
Приехать летним воскресеньем в Солнечное или Репино купаться и гулять по широким ровным пляжам — что может быть привычнее для коренного петербуржца? Может быть, но может и не быть: еще несколько десятилетий такой погоды, и весь северный берег Финского залива будет завален валунами и станет попросту непроходимым. А тонкий белый песок когда-то широких пляжей поглотит Маркизова лужа.
В последние лет 15 уничтожение пляжей в черте города идет с беспримерной скоростью, грозящей в самое ближайшее время лишить петербуржцев привычных мест отдыха и купания в Курортном районе. Об этом «Фонтанке» рассказали ученые из петербургского института ВСЕГЕИ им. А.П. Карпинского. В самом явлении так называемой морской абразии нет ничего экстраординарного: море размывает любые берега, не защищенные мощными скалами, и береговые линии с рыхлой породой всегда нестабильны. Но в Северной столице явление принимает угрожающие масштабы.
Аэрофотосъемка Солнечного 2015 года и граница города (красные линии) в РГИС:
Как рассказывает директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, Петербургу относительно «везет», потому что геологически он находится на краю Скандинавского кристаллического щита. Эта платформа постепенно поднимается: Швеция и Норвегия поднимаются быстрее, Финляндия медленнее, а Петербург совсем немного. «Идет разгиб континентального щита после того, как его «согнули» во время ледникового периода. Скорость его подъема примерно компенсирует скорость подъема воды в Балтийском море из-за глобального потепления, – объясняет эколог. – То есть Ботнический залив из воды вылезает, а Финский залив балансирует». Таким образом, если скорость потепления радикально не увеличится, – например, из-за выбросов метана в атмосферу, то Петербург останется геологически в том же положении. Однако само по себе это не спасет от исчезновения пляжи близ Зеленогорска и Сестрорецка.
По данным ВСЕГЕИ и других российских экспертов, основной причиной катастрофического ускорения размыва пляжей стали теплые зимы последних лет. Дарья Рябчук, кандидат геолого-минералогических наук, завотделом региональной геоэкологии и морской геологии ВСЕГЕИ, рассказала «Фонтанке», что частота экстремальных зимних штормов и, соответственно, сила размыва берега Финского залива выросла в ХХI веке в несколько раз. В ХХ веке такие разрушения фиксировались не чаще одного раза в 25 лет, а с 2004 года наблюдались уже четыре раза – зимой 2006/07, 2011/12, 2013 и 2015 годов.
Если раньше лед устанавливался на заливе в ноябре и декабре и защищал берега от штормовых волн, то теперь на море почти всю зиму — открытая вода, которая обрушивается на берега всей своей массой. Пляжи смывает целиком — на днях начальник отдела по благоустройству и экологии Курортной районной администрации Сергей Кузьмин рассказал «Фонтанке», что только в прошлом году в Солнечном полностью смыло единственный платный пляж.
«При сохранении наблюдающихся в настоящее время тенденций прогноз развития береговой зоны восточной части Финского залива является негативным <…> К 2100 г. в случае реализации «оптимистичного» сценария максимальные величины размыва берега в Курортном районе достигнут 50 м, общая площадь потерянных территорий составит 2,8 кв. км, при «пессимистическом» сценарии, включающем подъем уровня воды и сокращение периода развития ледяного покрова, береговая линия на отдельных участках отступит на расстояние до 200 м, площадь потерянных земель достигнет 4,6 кв. км», – говорится в материалах института.
Но дело не только в потеплении, уверены ученые. Свою лепту в разрушение пляжей вносит и Комплекс защитных сооружений. Если внутри дамбы берега не разрушаются, а южная часть залива скорее заболачивается, то все, что осталось снаружи, разрушается намного сильнее, потому что именно туда при шторме идет не попавшая в Неву нагонная вода. «Самые разрушительные размывы бывают именно тогда, когда на акватории нет льда, который защищает берега, плюс идет шторм с нагонной волной, – поясняет Дарья Рябчук. – И это штормы настолько мощные, что они разбрасывают бетонные блоки как игрушки».
Западная часть берегов Комарово, пляжи Репино и Солнечного в последний раз подвергались ударам стихии 5 – 7 декабря 2015 года. С тех пор ситуация не становится лучше. Так, в Комарово последний шторм сдвинул кромку берега на 2,5 м. С лета 2014-го в пределах зоны отдыха «Пляжный рай» береговой уступ сместился на 3,5 м. Ученые говорят, что с момента последнего лазерного сканирования (лето 2012 года) подножие этого склона отступило почти на 10 м. «Ползут в воду» не только естественные, но и искусственные пляжи — например, пляж в Парке имени 300-летия Санкт-Петербурга. С 2006 по 2015 г. берег здесь отступил на расстояние от 32 до 63 м, скорость ежегодного размыва достигла рекордных величин – 3 – 6 метра в год.
Разрушения в Комарово:
Профиль склонов пляжа в Комарово в разные годы:
Власти пытаются своими силами исправлять разрушения и как-то укреплять берега, но не только не справляются, а наносят еще больший вред, уверены эксперты. В 2013 году на границе Солнечного и Репино пляжи попытались «починить»: сделали откосные укрепления и каменные «наброски». В результате, как говорят ученые, осенью того же года море разметало в клочья половину этих неумело слепленных бастионов. И пляж, который до стихийной «модернизации» был относительно стабилен и не очень пострадал даже после сильных штормов 2006 – 2007 и 2011 – 2012 гг., внезапно «поехал» в воду. Берег отступил, образовался активный абразионный уступ, в западной части пляж практически полностью уничтожило.
«Мировым и отечественным опытом давно доказаны негативные последствия методов «жесткой берегозащиты». Поставьте на пути морских волн бетонную стену – море с остервенением набросится на нее, сметая все на своем пути – и остатки защищаемого берега, и саму стену», – говорят ученые.
Но слушают их, по-видимому, мало, и примеров безграмотного укрепления берегов за последние сто лет в России множество. Наиболее яркий — прямо перед глазами: это заваленный камнями участок к востоку от Зеленогорского городского пляжа. Здесь еще в 1911 году «укрепляли» берега с использованием волноотбойных стен и каменных отсыпок. В результате линия воды за столетие продвинулась вглубь суши более чем на 100 м. Некогда широкие пляжи из белого песка полностью исчезли на протяжении 2,5 км, сейчас берег этот практически непроходим.
Деградация пляжа в Зеленогорске:
"Пляжный рай" в Курортном районе штормы превращают в ад:
А вот здесь отдыхают сотрудники Горного университета:
«Чтобы сделать нормальное берегоукрепление, нужно не вдоль пляжей песок разбрасывать, а делать поперек или под углом бетонные или каменные молы, которые будут задерживать и разбивать волны, препятствовать прибрежным течениям», – поясняет эколог Карпов. А геологи из ВСЕГЕИ прибавляют, что это только часть задачи; вторая ее часть — искусственная подпитка песком дна Финского залива. «У нас не хватает песчаного материала, как это ни странно, – говорит Рябчук. – То, что смывает пляж, — причина этого лежит под водой. Там мало песка. Поднятие дна искусственно – очень широко распространенная практика, в том числе в России. В водохранилищах за этим следят — если там не принимать правильные меры по берегозащите, то берега смывает просто влет. Обывателям кажется, что можно где-то что-то насыпать и укрепить и так решить вопрос – но на самом деле это пустая трата средств. Это все смоет первым же штормом. И на районном уровне тут пытаться что-то сделать бесполезно. Потому что акватория — это федеральная собственность, и что-то решать тут можно только на общероссийском уровне и с привлечением федеральных средств. Нужно проводить исследования. Комитет по природопользованию периодически проводил такие работы, в том числе с нашим участием, и финансировал их. Но это должен быть огромный коллектив специалистов, геологи, океанологи, экологи, инженеры. Нужно математическое и физическое моделирование, научные сложно просчитанные прогнозы и т. д. Курортный район тут не справится. В прошлом году было решение на уровне правительства запустить такие исследования, но вы сами понимаете, какой у нас длинный путь от решения до реализации. В этом году никаких движений в эту сторону нет. Если так пойдет, мы с вами останемся вообще без пляжей. Будут вот эти валуны замечательные, которые нам природой даны. А купаться нам будет негде».
Справка:
В Петербурге уже имелся пример эффективной работы искусственного пляжа. В 1988 году в Комарово по инициативе объединения «ЛенМорзащита» создали экспериментальный пляж, который более чем на 20 лет защитил от размыва берег на протяжении 500 м. Ученые говорят, что лучшей защитой берега является не стена и даже не скала, а именно кажущийся беззащитным мягкий широкий пляж. Там, где в береговой зоне достаточно материала, источником которого могут быть реки, прибрежные террасы или рыхлые береговые уступы, море неутомимо строит пляжи. В тылу пляжа ветер создает авандюны – естественно формирующийся запас песка на случай активного размыва. Такая система очень устойчива – после экстремальных штормов она восстанавливается самостоятельно. Но если рыхлого материала для естественного создания пляжей мало, то берег неминуемо деградирует. Мир давно уже нашел массу инженерных решений для правильной берегозащиты — даже там, где нет уже ни пляжа, ни авандюны, можно за несколько лет создать отличное и устойчивое место для купания, а берег надежно защитить. В таком случае создается искусственный «каркас» авандюны, производится отсыпка пляжа, дюна закрепляется специальной растительностью. Для береговых молов и волноломов используются ажурные конструкции, где со временем поселяется морская фауна. Такие искусственные рифы не только защищают и даже увеличивают пляжи, но и становятся отличным местом для дайвинга. Ученые говорят, что их можно строить не только на Карибах, но и в наших холодных водах. Если все сделано грамотно – через несколько лет наблюдатель даже не заподозрит, что прекрасный берег, который он видит, создан не природой, а человеком.
Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»
(Использованы материалы ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П.Карпинского» – ВСЕГЕИ)