В правительстве Петербурга считают несовершенными федеральные требования транспортной безопасности, утвержденные премьером Дмитрием Медведевым. Они, по мнению чиновников, требуют редактуры после устроенного Владимиром Гарюгиным эксперимента.
Как стало известно «Фонтанке» 25 августа, депутат Борис Вишневский получил ответ вице-губернатора Игоря Албина на свой запрос по поводу тотального досмотра пассажиров на четырех станциях подземки («Звенигородская», «Спасская», «Электросила» и «Крестовский остров») с 23 по 28 июля 2017 года. Пассажиры были недовольны искусственно созданными очередями для поголовного прохода через одну рамку металлодетектора с опустошением карманов и проверкой ручной клади на рентгене.
Вице-губернатор признал, что пассажиропоток в экспериментальные даты снизился до 70 %, а больше половины петербуржцев и туристов (55 %) вынуждено было пройти дополнительный досмотр через рентгеновскую установку.
Неудобства Албин объяснил ограниченными площадями вестибюлей метрополитена и настройками стационарных металлодетекторов (они работают в режиме максимальной чувствительности) в соответствии с разъяснениями Центра специальной техники ФСБ России. Эксперимент Владимира Гарюгина, который решил продемонстрировать реальную жизнь подземки при построчном исполнении федеральных правил, признан нежизнеспособным. Петербургский метрополитен вернулся к прежней практике, при которой требования антитеррористической защищенности реализованы выборочно, на рамках стоят инспекторы службы контроля на метрополитене (СКМ), не имеющие права досматривать пассажиров из-за отсутствия аттестации, а срабатывание металлодетекторов (все так же настроенных на максимальную чувствительность) зачастую игнорируется в угоду проходимости.
По мнению Смольного, эту ситуацию нельзя считать нормальной, но и жесткое исполнение требований невозможно.
«В настоящее время подготавливаются обращения в адрес правительства РФ и министерства транспорта по вопросу внесения изменений в требования в части выработки оптимальной технологии досмотровых мероприятий, адаптированных к условиям эксплуатации метрополитенов в городах со значительным пассажиропотоком», – уточняется в ответе Албина.
Постановление правительства РФ № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена» подписано Дмитрием Медведевым 4 апреля 2017 года. В интерпретации начальника петербургского метрополитена Владимира Гарюгина, каждый вестибюль должен работать по правилам аэропорта. Иную точку зрения имеет Ространснадзор, уверенный, что и при действующих нормативах возможно реализовать нормальную работу метро без потери пассажиропотока. Вместе с тем, министр транспорта Максим Соколов предлагает хотя бы изменить настройки металлодетекторов, чтобы они не срабатывали на мелочь и ключи.