Минздрав хочет бороться с «зеленым змием», повысив цену на водку еще в полтора раза. Пить меньше не станут, предупреждают эксперты. Рынок поделят суррогатный боярышник и крафтовый самогон.
О том, что минимальная стоимость бутылки водки может вырасти с нынешних 205 до 300 рублей, сообщили 28 августа федеральные СМИ со ссылкой на источник в Минздраве. Ведомство якобы предложило Минфину повысить в 2018 году акциз на весь алкоголь с содержанием спирта более 9 %. Свою идею чиновники обосновали заботой о здоровье граждан: если крепкие напитки будут не по карману, их перестанут пить вовсе или перейдут на слабоалкогольную продукцию.
В Минздраве «Фонтанке» подтвердили, что считают повышение акцизов и минимальной розничной цены «одной из наиболее эффективных мер по сокращению потребления алкоголя» и обсуждают это с «заинтересованными федеральными органами исполнительной власти». Это не единственная инициатива ведомства по борьбе с «зеленым змием». Ранее сообщалось о том, что чиновники подумывают о запрете продажи спиртного по выходным. Но пока все это не вылилось в конкретные постановления.
Ожидания чиновников основаны на официальной статистике. С 2009 года акциз на водку увеличился почти в три раза – со 191 до 523 рублей за литр безводного спирта. Потребление алкоголя в итоге снизилось с 14,3 л до 10,3 л на взрослого человека в год, сообщили в Минздраве.
Но у министерства лукавые цифры, предупреждают эксперты. Расчеты базируются не на данных о реальном потреблении, а на статистике продаж. Они действительно сокращаются. Так, в 2016 году россияне выпили 930 млн литров алкоголя, что на 36 % меньше, чем три года назад. В первом полугодии 2017 года спрос просел еще больше: например, водки стали пить меньше на 20 %, шампанского — на 40 %, вина — на 15 %. Но причина тому вовсе не тяга к здоровому образу жизни или усилия Минздрава.
Снижение продаж алкоголя говорит не об уменьшении потребления, а только о переключении потребителя на нелегальный алкоголь, уверен генеральный директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Точно оценить объемы теневого рынка невозможно, но, по мнению эксперта, почти половина выпиваемого в России спиртного — это контрафактная, кустарная или же просто не предназначенная для употребления в пищу продукция.
«Потребление алкоголя коррелирует не с ценой на него, а с уровнем жизни. Поэтому чиновникам Минздрава нужно задать вопрос: а что произошло в стране такого хорошего, что люди стали меньше пить?» – соглашается глава Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. Помимо подорожания алкоголя на рост нелегального рынка повлияло внедрение ЕГАИС (Единой системы учета алкогольной продукции. — Прим. ред.). Предприниматели, не желающие нести дополнительные расходы на подключение и становиться объектом проверок, также предпочитают уходить в тень. «В 2012 году 300 тысяч точек имели лицензию на торговлю алкоголем, сейчас чуть больше 200 тысяч», – комментирует эксперт.
Минфин предложение Минздрава не прокомментировал, а вот Минпромторг высказался резко против. Инициатива Минздрава, продиктованная заботой о здоровье нации, приведет к прямо противоположным результатам – сокращению легального рынка и к серьезному увеличению потребления суррогатов типа «боярышник», считают в ведомстве. Напомним, в конце 2016 года концентрат для ванн «Боярышник» унес жизни более 40 человек, жителей Иркутской области.
Участники рынка это мнение разделяют. «Существенная часть потребителей уйдет в нишу суррогатов и «левой» водки», – прокомментировал генеральный директор компании «Ладога Дистрибьюшен» Сергей Клюшкин. Покупать легальное спиртное перестанет не только маргинальный, но и интеллигентный потребитель, считает Вадим Дробиз. Для него выходом станет не «боярышник», а крафтовое самогоноварение.
«Фонтанка» уже писала о том, что петербуржцы все чаще приобретают аппараты, чтобы делать спиртные напитки для себя и своих друзей. Многие из них также подрабатывают, поставляя свою продукцию в бары и рестораны.
Рынок оборудования для самогоноварения в последние два года переживает настоящий бум, рассказал «Фонтанке» Евгений Шмырин, директор интернет-магазина по продаже соответствующей продукции. По его словам, изготовлением такой техники занимается около 100 компаний. Продажи растут на 25 % ежегодно.
В основном самогонщики-любители делают не ректификаты, то есть ликеро-водочную продукцию, а дистилляты, то есть аналоги виски и кальвадоса. Оборудование для перегонки обойдется от 10 до 30 тысяч рублей. Отбить эти затраты можно за несколько месяцев. Самое популярное и дешевое сырье для самогона — это сахар. «Пять килограммов обойдутся в 200 рублей, еще рублей 30 — расходы на воду, электричество, спиртовые дрожжи. На выходе можно получить 4 литра самогона. То есть стоимость полулитровой бутылки собственного производства — около 30 рублей, а качество его будет выше, чем у "казенки"», – говорит Михаил Михельсон, соучредитель бара крафтового алкоголя Laboratorio Distilita.
Себестоимость производства из более сложного сырья, например пивоваренного солода, будет выше — около 85 – 100 рублей за литр, а изготовление занимает больше времени. Впрочем, длительность процесса перегонки не является препятствием для потребителя — самогон обычно варят впрок.
А вот ожидать, что вместо подорожавшей водки и другого крепкого спиртного покупатель перейдет на вино, наивно. «Чтобы изменились гастрономические привычки, должно смениться как минимум поколение», – говорит Вадим Дробиз. Ретейлеры также не заметили снижение спроса на водку из-за ее подорожания. «Дешевая водка летит, как ракета. Вино покупают другие люди, но его продажи растут, когда есть скидки, а не когда растет в цене другой алкоголь», – комментирует Ян Грасис. По мнению топ-менеджера, от дальнейшего увеличения минимальных цен пострадает не только потребитель и бизнес, но и государство, которое соберет меньше налогов от производства и продаж.
Галина Бояркова, Николай Нелюбин,
«Фонтанка.ру»