Северная Корея внезапно запустила ракету через территорию Японии. Мир в очередной раз «встал на уши». «Фонтанка» опросила экспертов в надежде услышать успокаивающее, что новый виток обострения отношений между КНДР и остальным миром не приведет к ядерной войне и ничего не «бабахнет». Однако мнения разделились.
После новостей о пуске ракеты президент США Дональд Трамп заявил, что Северная Корея «сигнализировала о своем неуважении к соседям, всем членам Организации Объединенных Наций и минимальным стандартам приемлемого международного поведения». Японские власти посоветовали своему населению, живущему на севере страны, принять меры предосторожности. Но самым неожиданным стало заявление МИД России о том, что «ресурс для санкционного давления на КНДР после последнего запуска исчерпан», что бы это ни значило. При этом департамент гражданской защиты и управления ГО и ЧС Владивостока получил приказ расселить жителей пограничной с КНДР территории. Это около 1500 человек. Вечером 29 августа Совбез ООН с подачи Японии, США и Южной Кореи проведет экстренное заседание в связи с пуском в КНДР.
КНДР развернулась на 180
«Северные корейцы собирались запускать ракету в сторону острова Гуам (крупнейшая стратегическая военная база США в Тихом океане. – Прим. ред.), – рассказал «Фонтанке» чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Южной Корее в 1993 – 1997 годах Георгий Кунадзе. – Но после того, как президент Трамп высказался крайне резко, напрямую угрожал Северной Корее, они решили запустить эти ракеты в прямо противоположную сторону. Если посмотреть на карту, то ракеты из Северной Кореи в сторону Гуама – это на юго-восток, а ракеты над Японией – это северо-восток».
Действительно, не далее как в середине августа Трамп говорил, что США готовы применить военные меры против КНДР. «Если Ким Чен Ын еще раз пригрозит нам или сделает что-либо в отношении территории США, он очень скоро пожалеет об этом», – в частности, сказал лидер США.
«Ракеты, которые они использовали в данном случае, не относятся к классу межконтинентальных ракет, – продолжил анализ японовед Кунадзе. – Это свидетельство того, что они изображают из себя буйно помешанных, но на самом деле соизмеряют свои шаги».
Северная Корея не хочет войны, считает и руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Алексей Арбатов. «Руководители КНДР живут лучше, чем самые богатые люди Америки, зачем им война? – вопрошает Арбатов. – Да и никто не хочет войны, простим Трампу несколько глупых заявлений».
«Я никогда не верил, что на Корейском полуострове может начаться большая война, – говорит бывший посол Георгий Кунадзе. – Просто потому, что эта война принесёт огромные жертвы и потери для Южной Кореи. Наверное, американцам. Но для Северной Кореи она закончится полным уничтожением ныне существующего государства. Это ощущение и сегодня не изменилось».
Хотя эксперты отметают «упаднические настроения», что мир стоит на пороге третьей мировой войны, однако подтверждают: вероятность конкретного конфликта КНДР vs «остальной мир» достаточно велика.
Где место России
По мнению Алексея Арбатова, Россия, хотя и не играет главных ролей на сцене конфликта, могла бы выполнить роль посредника. «Если бы четко и понятно сформулировала свою позицию. И попыталась уговорить стороны начать серьезные переговоры», – поясняет эксперт. «У Москвы с Пхеньяном очень неплохие отношения, и Россия поставщик, как считают японцы, значительной части нефтепродуктов в Северную Корею, – отмечает корреспондент агентства ТАСС в Японии Василий Головнин. – И диалог с Москвой в плане такой изоляции Северной Кореи может быть активизирован».
Однако, как считает дипломат Георгий Кунадзе, простые пути – «не наш метод». «МИД России радует нас постоянно несколько парадоксальными и не очень осмысленными заявлениями, – удивляется японовед. – Относительно сообщений об исчерпании ресурсов санкционного давления на КНДР... МИД таким образом дает понять, что заблокирует новый проект резолюции по Северной Корее, когда он будет предложен Совбезом ООН». Однако, по мнению японоведа, всё будет зависеть от того, будет ли блокировать этот гипотетический проект резолюций Китай. «На этот раз Китай может вполне воздержаться или даже проголосовать «за». И в этом случае не думаю, что МИД России будет блокировать проект резолюции Совбеза ООН», – считает японовед.
«В этом районе мира позиции России не являются такими сильными, как позиции Китая и США. Северная Корея имеет колоссальную зависимость от Китая, а Южная Корея – от США», – говорит и Алексей Арбатов. И, по мнению эксперта, пока в переговорах между КНДР и США есть несоответствия. Например, традиционные совместные учения военных Южной Кореи и США, на которые «сетует» КНДР, не имеют отношения к баллистическим ракетам, они нацелены на новое ведение наземной войны. «Надо сопоставлять яблоки с яблоками, а не яблоки с арбузами, – приводит летний пример Арбатов. – Я бы предложил такой вариант: Северная Корея прекращает запуски ракет и ядерные испытания, а США полеты стратегических бомбардировщиков прекращают, которые демонстративно приближаются к границам КНДР. И еще надо сказать, что в случае позитивного ответа Пхеньяна санкции будут поэтапно ослабляться».
Южнокорейцы ракет не замечают
На лето ссылается и собственный корреспондент «Российской газеты» в Южной Корее Олег Кирьянов. Он считает, что «ракетные обострения» связаны как раз с этим временем года. «С начала марта до конца апреля проходят самые крупные учения, авианосцы гоняют вокруг Корейского полуострова, – рассказал он о многолетнем укладе жизни в регионе. – А сейчас американо-южнокорейские учения идут до 31 августа». При этом, по словам Олега Кирьянова, обычные жители Южной Кореи все ракетные запуски КНДР воспринимают фоном. «Корейцев волнует еда в магазинах, – поясняет Олег Кирьянов. – Вот в яйцах обнаружились пестициды, это вызвало большой резонанс. В сосисках, импортированных из Германии, тоже обнаружили вредные вещества. И на обывательском уровне это гораздо важнее».
«Южные корейцы много десятилетий «живут рядом с вулканом», – объясняет причины такого равнодушия бывший посол в Южной Корее Георгий Кунадзе. – За границей 1953 года, между Кореями, в пределах досягаемости до Сеула (столица Южной Кореи. – Прим. ред.), находится самая большая в мире артиллерийская группировка. Говорят, что там до 15 000 стволов. Жители обеих Корей с этим рождаются и с этим живут. В этом смысле есть элемент привыкания. С другой стороны, в глубине души они не верят в возможность начала серьезной войны».
Тем не менее к возможным обострениям граждан на полуострове готовят. «Недавно провели учения по гражданской обороне. Сирена взвыла, на 5 минут остановили движение на дорогах, а потом дальше все поехали. Всех предупреждали об этом за месяц. Из некоторых зданий сотрудников выгоняют. Те, кому не повезло оказаться в этих зданиях, ворчат», – нарисовал картину гражданских учений Олег Кирьянов. «Если произойдет вооруженный конфликт, миллионы беженцев хлынут, в том числе, и в Россию, – предупреждает Алексей Арбатов, комментируя новости о переселении граждан России из приграничных районов Приморья. – Надо готовиться и к таким вариантам развития событий».
Япония вооружается
Впрочем, дипломат Георгий Кунадзе уверен, что основной поток беженцев «в случае чего» побежит в Китай. «От России там практически ничего не зависит, – настаивает японовед. – Но, на мой взгляд, Северная Корея напрасно испытывает терпение Японии. Японцы долго запрягают в вопросах обороны, но если они примут какие-то серьезные решения по Корее, их будет трудно остановить».
«Давно так демонстративно Северная Корея ничего не запускала через территорию Японии, – согласен Василий Головнин. – Впервые они это сделали ещё в 1998 году. Тогда это действительно вызвало шок и послужило началом создания полноценной японской системы ПРО, которой ранее не было у Токио. Сегодняшний мини-шок уже подталкивает Японию к новым усилиям по улучшению ПРО». Василий Головнин отмечает, что запущенная сегодня ракета – это, по сути, «маленький Гуам». «Они поменяли направление пуска, но это та же ракета "Хвассон-12" средней дальности, 4 такие ракеты Пхеньян пригрозил запустить в сторону Гуама, – напоминает он. – Последняя ракета имитирует такой удар, она летела то же расстояние, которое отделяет Северную Корею от Гуама. Атака в стиле лайт». По словам Головнина, японцы уже решили купить у американцев наземные стационарные комплексы слежения и наведения, после чего японская система обороны примет «завершенный вид». «Японцы не имеют наступательного оружия после Второй мировой войны. Но сейчас в правящей партии усиливаются позиции тех, кто настаивает на покупке оружия «первого удара». И боюсь, что Япония в этом направлении будет двигаться, создавать собственный наступательный потенциал, несмотря на то, что в японском обществе традиционно преобладали пацифистские настроения. Недавний опрос общественного мнения показал небывалый запрос общества на усиление военной мощи. Развитие этих настроений будет влиять и на следующие выборы в стране. Недаром в начале августа премьер-министр Синдзо Абэ назначил на пост министра обороны необыкновенно воинственного человека – Ицунори Онодэра. Именно он лоббирует приобретение оружия «первого удара», – неутешителен Василий Головнин.
Бахнет или нет
«Северную Корею путем диалога, и это все понимают, заставить отказаться от ее ракетно-ядерной программы невозможно. Это стратегическая цель режима правящей династии Кимов. Поэтому возможность какого-то военного хирургического решения не исключается ни в Вашингтоне, ни в Токио», – считает Василий Головнин.
«Можно договориться, если грамотно разговаривать, потому что никто не хочет погибать», – уверен, меж тем, Алексей Арбатов, считающий, что Северную Корею можно «купить» гарантиями безопасности, что не будет попыток сменить режим. Если только не будет обостряться противостояние между «головными структурами» – Китаем и США. Если договориться у политиков ума не хватит, то война в этом регионе будет означать коллапс всей мировой экономики, уверен глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. «В районе сосредоточены торговые пути, промышленные потенциалы, атомная энергетика. Так что развал экономики там – это мировой кризис, которого мы не знали начиная с 1929 года», – отмечает Алексей Арбатов.
«Думаю, что противостояние Китая и США не будет обостряться, – оптимистично настроен и бывший посол РФ в Южной Корее Георгий Кунадзе. – Просто потому, что это никому не выгодно. Китайцы же вменяемый народ. Но это, как говорят в другой части востока, «иншаллах» (с арабского – "если пожелает Аллах". – Прим. ред.).
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанка.ру»