Пааво Вяюрюнен (Paavo Väyrynen) - соратник президента Урхо Кекконена, три раза был министром иностранных дел Финляндии, почетный председатель крупнейшей финской партии "Финляндский центр", кандидат на президетских выборах 2012 года, член Европарламента, создатель собственной "Гражданской партии".
«Мы должны помнить, где мы и что в наших интересах»
- В Петербурге вы читали лекцию о президенте Урхо Кекконене. Какой урок мы можем вынести из тех времен?
- Кекконен продолжил линию Паасикиви (Юхо Паасикиви, президент Финляндии, который уделял особое внимание поддержанию дружественных отношений с СССР. - Прим. ред.) в области политики безопасности, которая, я думаю, все еще остается разумной для Финляндии. Кекконен также был президентом, который расширил финскую сферу в международной политике. Мы присоединились к ООН, вошли в Совет Северных стран и начали активно развивать отношения с западными государствами. Кекконен также осознал "парадокс Паасикиви-Кекконена", при котором мы можем иметь хорошие отношения с СССР и проявлять интерес к Западу. В 60-х мы, например, смогли заключить соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли и отстаивали наши интересы на Западе. Я думаю, сейчас Финляндия должна помнить о принципе линии Паасикиви-Кекконена: развивать отношения и с Западом, и Россией. Я думаю, что у нас очень хорошее геополитическое положение. Сейчас, конечно, санкции и сложности играют свою роль, но они преодолимы.
- В июле вы объявили о своем намерении баллотироваться на пост президента Финляндии в 2018 году как независимый кандидат. В чем ваше основное отличие от других претендентов?
- Я пока официально не кандидат, но могу им стать, если мои сторонники соберут 20 тысяч подписей. Основные темы моей политической программы я отстаиваю многие годы: это суверенитет Финляндии, защита финского нейтрального статуса, что значит сохранение нашей позиции как страны вне военных альянсов, далее, скажу так, контролируемая миграционная политика и устойчивое развитие согласно договоренностям, достигнутым в рамках ООН.
- Но уровень поддержки нынешнего президента Саули Ниинисте (Sauli Niinistö) остается довольно высоким. В чем его основные ошибки как президента?
- Основная причина, по которой я не могу поддержать его переизбрание - это то, что он так активно поддерживает совместную оборону Европейского союза. Это приведет к военному альянсу, который станет европейским столпом для НАТО. И как я сказал, мне кажется, мы должны быть нейтральной страной. А Ниинисте, по сути, выступает против этого принципа.
- Ранее вы назвали попытки Финляндии быть ближе к НАТО "движением от кооперации к конфронтации", а своих оппонентов по выборам 2012 года обвиняли в тайном желании вступить в альянс. Какова ваша позиция по поводу членства в НАТО сейчас? Повлияла ли ситуация на Украине и в Крыму на ваше мнение?
- Конечно. Я вижу это так: НАТО и западные страны своими действиями усиливают напряженность в Европе, и это неправильно. Нет членству в НАТО, нет милитаризации Европейского союза. Это разумно для нас и хорошо для стабильности в Европе. Это позиция, которой я придерживался всю свою 50-летнюю политическую карьеру. Некоторые люди открыто поддерживают изменения в нашей политике безопасности через военные альянсы. Я - против. Мы начали с линии Паасикиви-Кекконена: мы должны помнить, где мы и что в наших интересах.
«Политика санкций не работает, и от неё страдают все»
- Если вы станете президентом, то как вы будете выстраивать отношения с Россией?
- Первым делом стоит избавиться от политики санкций, которая просто не работает, и от нее страдают все. Внутренняя политика в США сейчас усиливает напряжение между Америкой и РФ, поэтому в силу вступили новые санкции, наблюдается давление на ЕС. И это неправильно. Конечно, необходимо добиться позитивного развития на востоке Украины. Минские соглашения должны быть имплементированы. После этого мы все должны снять санкции. Финляндия страдает от них больше, чем любая другая страна в ЕС.
- Иногда кажется, что вы придерживаетесь пророссийских позиций. Например, во время грузинско-российского конфликта в 2008 году вы назвали грузинские войска "агрессорами", а российские - "миротворцами". В связи с этим интересно, что вы думаете про Украину и Крым?
- Что касается Грузии, то я пытался придерживаться фактов. После распада СССР в Грузии произошли две гражданские войны, когда жители Абхазии и Южной Осетии избавились от грузинской власти. В Южной Осетии проходила миротворческая операция с участием русских солдат - и это было прописано в международных соглашениях. И грузинские войска атаковали миротворцев.
Говоря об Украине, не стоит рассматривать ситуацию с оккупацией Крыма отдельно, нужно посмотреть, что было до этого. В 2008 году мы начали программу "Восточное партнёрство", у которой были геополитические цели. Идея была в том, чтобы включить бывшие советские республики, за исключением России, в сферу Европейского союза. И частью этой программы было двустороннее соглашение между этими странами и ЕС. То, что реально вызвало вспышку на Украине - это полемика по поводу этого соглашения. В то же самое время наблюдалось расширение НАТО. Так что ЕС и альянс вызвали конфронтацию своими действиями. Конечно, Россия сделала много ошибок и должна получить свою порцию критики за это. Но западные страны тоже должны признать свою ответственность.
- Как я понял, вы рассматриваете именно Минские соглашения как ключ к решению проблемы на Украине?
- Это то, что должно быть сделано прямо сейчас. Через это мы сможем постепенно снять санкции.
«Еврозона нежизнеспособна»
- Когда вы были министром иностранных дел, Финляндия подала заявку на вступление в Европейский союз, но позже вы назвали ЕС "разочарованием". Почему вы так думаете? Не поменяли свое мнение?
- Я был против членства в ЕС, так как у нас были лучшие альтернативы. В Швеции и Норвегии большинство людей были против Евросоюза. Если бы Финляндия тоже сказала "нет", то мы смогли бы создать европейскую экономическую зону (EEA) как сильную альтернативу. В настоящий момент у нас их уже нет. Членство в ЕС - это базис нашего будущего. Но, с моей точки зрения, сейчас наибольшая проблема - это наше присутствие в Еврозоне. Это легко увидеть, если посмотреть на экономическое развитие Финляндии и Швеции. Шведы более удачливы в экономической политике, тогда как мы отстаем. Если появится такая возможность, то мы должны отказаться от еврозоны и евро.
- Отказ от евро и выход из еврозоны - это основа вашей политической программы?
- Да. Нам стоит задуматься о нашем будущем, так как, скорее всего, в Европейском союзе будут попытки повысить уровень экономической солидарности. И мы должны будем поддерживать такие страны как Греция и Италия, Португалия и Испания. Такая вот солидарность. И есть попытки трансформировать еврозону в федерацию, чтобы все страны были ответственны за экономику других стран и их долги. Имеются и предложения создать общий бюджет еврозоны, общее министерство финансов, постоянные трансферы денег странам-членам... В Финляндии нам нужна дискуссия о том, хотим ли мы продолжать двигаться в этом направлении или мы можем рассмотреть альтернативы. С моей точки зрения, еврозона просто нежизнеспособна. Некоторые думают, что выходом будет создание из еврозоны государства, но выход как раз в ее роспуске.
Новые и старые медиа, новые и старые партии
- В Финляндии появляются и новые партии. Вы также создали одну такую, оставаясь членом "Центра". Как такое возможно?
- "Гражданская партия" (Kansalaispuolue), которую я создал, нацелена на то, чтобы собрать людей, объединенных общими идеями из разных политических сил. Но они должны решить, приемлемо ли это для них, так как у всех партий - разные правила. Я думаю, что это инновация в финской политике, так как репрезентативная демократия не работает. Много политических идей, которые активно поддерживаются народом, но нет политической силы, которая отстаивала бы эти взгляды. А те, кто готовы это делать, остаются в меньшинстве в своих партиях, и их голоса не слышны. "Гражданская партия" пытается это изменить.
- Ваши отношения с финскими медиа не всегда складывались хорошо. Например, вы их обвиняли в недостаточном информировании о вашей инициативе о выходе из еврозоны и критиковали журналистов после того, как проиграли борьбу за пост председателя "Центра". Можно ли доверять финским СМИ?
- Основные медиа в Финляндии стали довольно однобокими в последние несколько лет. Если вы хотите получить более нейтральную, более достоверную картину того, что происходит мире, то, наверное, стоит читать международные источники. Но в этом нет ничего нового. Во многих странах похожая ситуация. Но, к счастью, сейчас есть альтернативные СМИ, которые дают лучшее видение.
- Вы также активный пользователь социальных сетей. У вас даже есть YouTube-канал, где вы выложили видео с кошкой. Насколько для вас как политика важно присутствие в Интернете?
- Я бы сказал, жизненно необходимо. В Финляндии традиционные СМИ очень мало делают репортажей о политической жизни. В наших медиа практически нет жанра политического заявления и политической дискуссии. Соцсети дают возможность появиться такой информации. Но, увы, еще есть люди, которые получают новости только из традиционных СМИ.
Пааво Вяюрюнен рассказал петербуржцам об Урхо Кекконене в Институте Финляндии в рамках цикла лекций "12 президентов Финляндии". Впереди - еще четыре истории о лидерах Суоми из уст исследователей и видных финских политиков.
Беседовал Евгений Богданов, "Фонтанка"