Троллейбусы с автономным ходом поедут по улицам без контактной сети, да. Вот только эти улицы предварительно от проводов освободят. В Смольном признали, что современные и дорогие машины, которые могут «сбрасывать рога», направят на Невский проспект. Окраины, где проводов еще и не вешали, этих «золотых» троллейбусов не дождутся.
Вне центра Петербурга такие машины появятся не раньше 2019 года. Фактически, проект потерял значимость в масштабах транспортной неразвитости Петербурга и целиком превратился в имиджевый.
В плане закупок комитета по транспорту 105 троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ) появились в феврале 2017 года. Уже тогда стало понятно, что основным претендентом является энгельсский завод «Тролза». В июне «Тролза-Маркет» выиграла конкурс на 2,046 млрд рублей. Как рассказали «Фонтанке», поставить предполагается 80 собственно энгельсских «Мегаполисов» и 25 машин модели БКМ производства ОАО «Белкоммунмаш».
О технических особенностях говорилось много. С полной загрузкой они смогут проехать на аккумуляторе 7,5 км, в аварийном режиме — вдвое больше. Эксперты высказывали опасения, что батареи будут быстро садиться на холоде, а испытаний в условиях петербургской зимы техника не прошла. В компании отвечали, что гоняли машины в 7 регионах страны (называя Нальчик и Тулу) и за границей (аргентинские Росарио и Кордова), а современная изоляция делает батареи нечувствительными к холоду.
Всей этой дискуссии не случилось бы, когда б не стоимость троллейбусов. Эксперты отмечали, что обычную машину можно приобрести за 10 млн, с УАХ — за 20 млн. Цены по нынешней закупке в самой «Тролзе» не оспаривали, благо контракт в открытом доступе, но отмечали, что и стандартный троллейбус сейчас вполне может обходиться в 15 млн. Однако очевидна была и экономия, ведь «самоходные» троллейбусы можно запускать в новые районы города и не тратиться на прокладку контактной сети.
Но с их проблемами придется подождать.
Все новенькое – на показ, в центр
31 августа в ходе «нулевых слушаний» глава комитета по транспорту Александр Головин рассказал журналистам, что закупленные троллейбусы отправят на Невский проспект, с которого решили снять провода в рамках программы «Чистое небо». К слову - поставка сама собой выросла — в штуках, а не в рублях. Субсидия со стороны федерального правительства позволила городу закупить за те же 2 млрд не 105, а 115 автобусов. Если даже исходить из арифметики самого производителя, закупка аналогичного количества обычных троллейбусов обошлась бы минимум на 300 млн дешевле.
Координатор «Городских проектов» в Петербурге Арсений Афиногенов брал для сравнения обычные троллейбусы вдвое большей вместимости, чем «Тролза», и получил экономию (без учета федеральной субсидии) в полмиллиарда. При этом он уточняет, что при 80% выпуске всех необходимых нарядов на Невский проспект требуется около 140 машин (учитываются маршруты 1, 5, 7, 10, 11, 16, 17, 22, 33). Стало быть, даже на обеспечение главной улицы города не хватает трех десятков троллейбусов.
У комитета есть ответ. В качестве доппотребности на 2018 год в бюджет предлагается внести 823 млн рублей на еще 40 машин. В разговоре с журналистами глава ведомства Александр Головин подтвердил подозрения экспертов: их также направят на Невский проспект.
«Нам всего в целом для реализации проекта «Чистое небо» нужно порядка 150-160 машин, – говорят в комитете. – Предполагается снять провода, а закупленные троллейбусы отправить в центр города. В другие районы будем делать поставки в рамках следующих закупок».
В «Горэлектротрансе» не удивлены и говорят, что изначально при обсуждении троллейбусов с УАХ рассматривалось их использование как на окраинах, так и в центре города.
«Их испытывали в том числе и на Невском, – напоминают на предприятии. – Сам «Горэлектротранс» может только предлагать маршруты, мы их и предложили, а решение принимает Комтранс».
Источник в Смольном рассказал, что изначально предполагалось распределить троллейбусы между парками № 6 и № 1, которые обслуживают, соответственно, район Комендантского проспекта и Юго-Запад. Затем решили перебросить их в Третий парк на Седова. ГЭТ намерен сделать базой для машин трампарк на Васильевском острове, не так давно расконсервированный в связи с ремонтом Тучкова моста и необходимостью обслуживать островную трамвайную сеть. Это в теории может означать, что троллейбусы поедут не только в центр, но и в районы, где еще нет проводов — на намывные территории.
«Оптимальным решением чистого неба на Невском был бы перевес троллейбусных проводов на кронштейны, – говорит Арсений Афиногенов. – В таком случае и провода сохраняются, и поперечные растяжки убираются. А фонарные столбы в любом случае никуда не денутся, почему бы их тогда не использовать ради троллейбусов?»
В нынешнем виде запуск нового вида транспорта, по мнению эксперта, противоречит главной своей задаче — развитию новых районов.
В ГЭТ утверждают, что внедрение инновационных технологий во имя комфорта пассажиров в любом случае входит в сферу интересов предприятия. Эксперты считают, что так ГУП просто держит хорошую мину.
«Это начало разрушения сетевой инфраструктуры троллейбуса как таковой, – говорит Владимир Валдин. – У нас в Петербурге всего несколько направлений, где качество и объём работы троллейбуса соответствует присущим этому транспорту характеристикам: как раз Невский проспект, Ветеранов-Ленинский-Славы, проспект Стачек и ось Гражданский проспект – Петроградская сторона. Выдирать один из этих стволовых кусков — это хуже, чем преступление, это ошибка. В конечном итоге всё закончится обычным дизельным автобусом, как и в Москве. Если уж хочется сделать из этого красивый имиджевый проект, так надо продлить на Крестовский остров №№ 7,31 и 34: «зелёный» транспорт в «зелёную» зону – к местам отдыха и стадиону».
Исследователь зарубежных систем общественного транспорта Даниил Субботин не нашел за границей качественных примеров, когда в городе ликвидировали провода троллейбусов из-за их визуальной неэстетичности.
«Преимущество электротранспорта – в экологичности, – говорит эксперт. – Поэтому стоит ориентироваться на замену ими именно автобусов, благо заменить есть что. В городе немало автобусных маршрутов, проходящих под троллейбусными проводами большую часть пути. Один из лидеров — маршрут № 24. И в этом есть некоторая ирония, ведь он как раз проходит весь Невский проспект от начала до конца».
Стоимость программы «Чистое небо» составляет порядка 30 млн рублей. Однако в комитете по информатизации и связи не устают повторять, что снятия проводов она не подразумевает.
«За 30 млн предполагается построить альтернативный волоконно-оптический кабель вдоль Невского проспекта с поперечными переходами в кабельной канализации для последующего предоставления волокон в этом кабеле операторам связи, – говорят в ведомстве. – Впоследствии предполагается ликвидация их волоконно-оптических кабелей, пересекающих Невский проспект по воздуху».
Источник, близкий к городскому правительству, говорит, что именно эта идея и запустила проект, а общественный транспорт к нему присоединили уже по ходу процесса. Троллейбусные провода будет демонтировать Комтранс по своей программе. В комитете не смогли уточнить, во сколько это может обойтись.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»