Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, с-з

760мм

81%

Подробнее

Пробки

4/10

Перевозчикам вставили палки в колеса

603

Зачем и кому нужны разрешения

Разрешения нужны компаниям, которые занимаются нерегулярными пассажирскими перевозками. Документ нужно предъявлять на обратном пути на финской границе в том случае, если в Финляндию из России в автобусе ехали одни пассажиры, а в Россию из Финляндии — другие. За отсутствие документа перевозчику может быть выписан крупный штраф.

Автобусов, которые возят туристов на экскурсии, это не касается. Рейсовых автобусов, которые имеют четко установленное расписание и остановки, — тоже. На восьмиместные маршрутки законы вообще не распространяются: они не считаются общественным транспортом.

Разрешения выдаёт Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) – некоммерческая организация, объединяющая около 1600 российских организаций, которые возят пассажиров и грузы автомобильным транспортом в международном сообщении; она отстаивает интересы автоперевозчиков и национального рынка транпортных услуг. Но решение о количестве разрешений на нерегулярные пассажирские перевозки между Россией и Финляндией принимают министерства транспорта обеих стран. На 2017 год резрешений было выдано 3750 - в два раза меньше, чем годом ранее, поэтому они закончились уже сейчас. Минтранс заявляет, что таким образом намерен развивать регулярные перевозки.

Мест все меньше, цена все выше

Итогом закончившихся разрешений от АСМАП уже стало резкое падение числа нерегулярных перевозок и, как следствие, нехватка мест в автобусах и даже повышение цен некоторыми компаниями. Как стало известно «Фонтанке.fi», от ситуации с разрешениями пострадали, по меньшей мере, следующие перевозчики: «Балт-Кар», «ФинЭстТур», «Балтик Бизнес Тревел», «Скандинавия», «АМГ Трэвел».

Владелец одной из пострадавших транспортных компаний, пожелавший остаться анонимным, сказал, что, когда имеющиеся разрешения закончатся, фирме придется уволить всех сотрудников и приостановить деятельность. «У Министерства транспорта странная политика. Несмотря на то, что наш президент говорит, что надо помогать малому бизнесу, сейчас делается все, чтобы уничтожить российских перевозчиков. Это скажется и на туристах: они больше не смогут добираться прямо из дома до самолетов или паромов в Финляндии — только с автовокзала до центров финских городов. Источники в ведомстве говорят, что в 2018 году разрешений будет еще меньше. Если так, то многие компании уйдут с рынка, а оставшиеся повысят цены».

Компания «Трансферы в Финляндию», организующая перевозки в аэропорт, шоп-туры и поездки в Тампере, Хельсинки, Котку и Лаппеенранту, 16 августа написала на сайте о повышении цен. «Изменение тарифов на трансфер в Финляндию и обратно связано с ограничением выдаваемых лицензий на автобусные перевозки пассажиров (маршрутки) вне расписания», — говорится в сообщении. Стоимость билетов до аэропорта выросла с 1300 до 1500 рублей, а обратно - до 1700 рублей. Кроме того, автобусы теперь осуществляют перевозки только из Петербурга в Хельсинки, а обратно ходят пустыми: туда и обратно пассажиров возят только восьмиместные маршрутки. В компании «Скандинавия» цены подняли на 400 рублей: в аэропорт теперь отвозят за 1400 рублей вместо 1000, а обратно - за 1600. Об изменении цен и отмене всех акций и скидок в августе объявила и компания AMG Travel.

В компании FinnRoad «Фонтанке.fi» сообщили, что восьмиместные маршрутки сейчас забиты, но их все равно не хватает, чтобы рассадить всех туристов. «Мест мало, мы в панике: такого не было даже в новогодние праздники, - говорит диспетчер. - Туристы сутками не могут уехать из аэропорта Хельсинки-Вантаа, и те, кому не хватило места, вынуждены покупать дорогие билеты на «Аллегро» или ждать по несколько дней. Рейсовые автобусы тоже забиты. Наш собеседник предположила, что ограниченное число разрешений связано с планами запустить и раскрутить новую компанию.

Монопольный сговор в ситуации усмотрел и владелец компании «Балт-Кар» Дмитрий Ручкин: «Мы являемся перевозчиками, которые работают по заказу. В нашей фирме клиенты заказывают групповые трансферы: отвезти в один день в Финляндию и через несколько дней привезти обратно. Как правило, это спортивные команды или творческие коллективы, у которых ограниченный бюджет, и они не могут содержать автобус и водителя все время, пока идут соревнования или выступления. Соответственно, если мы привозим людей на одном автобусе, а увозим на другом, при обратной поездке нам нужно предъявить на финской границе разрешение от АСМАП. На сегодняшний день все разрешения закончились, и их больше не выдают. Складывается впечатление, что это проплаченная, спланированная акция с целью монополизации данного рынка».

Превышение спроса над предложением подтвердил и диспетчер компании «ФинЭстТур», который также отметил, что сейчас автобусы забиты и рассматривается вопрос о повышении цен на перевозки из Хельсинки в Петербург.

Попытка навести порядок?

В Росавтотрансе «Фонтанке.fi» объяснили уменьшение числа разрешений планами по развитию регулярного пассажирского сообщения между Россией и Финляндией, которое, в свою очередь, должно положительно сказаться на безопасности перевозок. Сейчас же доля регулярных российских перевозчиков (на данный момент их только два - «Совавто» и Lux Express) не достигает даже 10%: по данным системы СКАТ-ТК, в июле 2017 года через автомобильные пункты пропуска «Брусничное», «Светогорск» и «Торфяновка» из России в Финляндию суммарно выехало 1899 автобусов российских перевозчиков, из них автобусов регулярных маршрутов — 147 (7,7%).

Министерства транспорта России и Финляндии ежегодно передают друг другу взаимно согласованное количество бланков разрешений на нерегулярные перевозки пассажиров.

«В связи с преобладанием нерегулярных автобусных перевозок между РФ и Финляндской Республикой и в целях приоритетного развития регулярного пассажирского сообщения протоколом переговоров Российско-финляндской смешанной комиссии по международному автомобильному сообщению от 18 ноября 2016 г. была достигнута договоренность о сокращении на 50% количества разрешений на нерегулярные автобусные перевозки. При этом было принято решение об обмене разрешениями на нерегулярные пассажирские перевозки в равном количестве, что не дает преимуществ перевозчикам какой-либо из сторон. Стоит также отметить, что развитие регулярных перевозок включает обеспечение всех мер по повышению безопасности пассажиров (посадка производится на автовокзалах, автобус движется по утвержденному двумя странами маршруту, высадка пассажиров также производится на утвержденных остановочных пунктах).

В настоящее время в реестре регулярных международных автобусных маршрутов Минтранса России содержится информация о 10 таких маршрутах. Минтрансом России и ФБУ «Росавтотранс» и дальше будет проводиться планомерная работа по реализации позиции о приоритетном развитии регулярного международного автобусного сообщения», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Пока одни компании возмущаются подобными мерами и считают их диверсией против бизнеса, другие отмечают, что в сфере российско-финляндских перевозок давно пора навести порядок. Один из представителей отрасли, пожелавший остаться анонимным во избежание конфликтов с коллегами, заявил «Фонтанке.fi», что наши перевозчики «ведут себя некрасиво»: «Финляндия давно просит Россию навести порядок, но воз и ныне там. Во-первых, наши не рейсовые перевозчики возят финских граждан, хотя не имеют на это права, и, таким образом, отнимают работу у финнов. В итоге финские автобусы ездят полупустые. Во-вторых, по закону на легковом восьмиместном транспорте осуществлять международные перевозки запрещено, а у нас этим занимается каждый второй. Вообще от этих нелегалов страдают все — и туристы, которые ездят в небезопасных условиях, и финны, и российские легальные перевозчики. К примеру, тот же Lux Express вынужден возить туристов от 690 рублей».

Наш собеседник также отметил, что финны пытались решить проблему восьмиместных российских маршруток уже давно и говорили, что к 2014 году их не останется. Доходило до того, что пограничники, чтобы поймать таких нелегалов, брали какую-нибудь бабушку из числа пассажиров и допытывались у нее, за деньги она едет или нет. Но в 2014-м, как назло, грянул кризис, и борьба прекратилась из-за страха финнов совсем потерять российских туристов.

Маршруткам закон не писан

К сожалению, все эти меры не помешают главным нелегалам рынка российско-финских перевозок — восьмиместным маршруткам — и дальше вести свой серый бизнес. Они не считаются общественным транспортом, поэтому им не нужны разрешения от АСМАП. Также на них не распространяются требования относительно технического осмотра транспортного средства и медосмотра водителей, которые являются хоть какой-то гарантией безопасности.

Член совета директоров АО «Совавто - С.- Петербург» Сергей Петросян считает, что ограничение разрешений от АСМАП — очень слабая попытка бороться за безопасность перевозок. «Теперь вместо одного 49-местного автобуса поедет семь маленьких «полулегальных» автобусов, которым не нужны никакие разрешения. Если их останавливают, они представляются группой друзей, и доказать, что это коммерческая перевозка, достаточно сложно», — отмечает он.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close