Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как -1

2 м/с, южн

739мм

80%

Подробнее

Пробки

5/10

Новая любимая верфь

3347
ПоделитьсяПоделиться

Фаворитом ОСК в Санкт-Петербурге стала Северная верфь - её модернизируют за 25 млрд рублей, чтобы производить нефтеналивные танкеры и газовозы для продажи за валюту.

Накануне 1 сентября Северная верфь начала отбирать подрядчиков на первый этап модернизации завода под строительство крупнотоннажных судов длиной до 250 метров и водоизмещением до 25 тыс. тонн. До 2019 года в предприятие вложат еще около 19 миллиардов, превратив его в один из самых современных центров по производству крупных судов в России. А Балтийский завод, который традиционно работал на этом поприще,  наоборот, оптимизируют и фактически готовят к частичной застройке.

Северная верфь до 26 сентября определит подрядчика, который получит контракт на 6,33 млрд рублей по выполнению 1-го этапа модернизации завода. Всего их будет четыре, и в общей сложности работы обойдутся бюджету в сумму около 25 млрд рублей. Точный порядок цифр будет известен после выхода проекта из Главгосэкспертизы РФ. А завершение работ намечено уже на 2019 год.

«Модернизация Северной верфи включает в себя реконструкцию западного причала, строительство эллинга со стапельной площадкой, техническое перевооружение существующего корпусообрабатывающего цеха, реконструкцию энергетической инфраструктуры и другие работы», – рассказали «Фонтанке» в пресс-службе АО «ОСК».

После завершения работ у верфи появятся технологические возможности расширить линейку своей продукции до крупнотоннажных «современных и перспективных кораблей и судов блочным, модульно-агрегатным и крупносекционным методом при поточно-позиционной организации производства».  В том числе больших фрегатов, десантных кораблей, газовозов, нефтеналивных танкеров водоизмещением до 25 тыс.яч тонн. Сейчас верфь может строить корабли массой до 12 тыс. тонн. Кроме того, новые технологии позволят снизить затраты на производство и уменьшить сроки строительства. 

Окупить вложения планируется за 10 лет за счет гособоронзаказа и контрактов с зарубежными компаниями. С прошлого года под новые мощности ищут частных заказчиков, которым нужны челночные танкеры и буровые суда для разработки нефтяных месторождений арктического шельфа.

Перспективный проект — строительство трех танкеров для «Совкомфлота», которые будут работать на Новопортовском месторождении «Газпром нефти» в ЯНАО. Сейчас эти суда приходится заказывать в Южной Корее. Но в апреле 2016 года, как сообщала пресс-служба Северной верфи, были направлены петербургские инженеры, которые изучили, как устроены работы за границей, чтобы по лицензии создавать подобные суда в Северной столице на новых мощностях. Один такой танкер стоит более 80 млн долларов. А значит, постройка трех может принести не менее 240 млн долларов, то есть 13 млрд рублей, а это уже половина стоимости модернизации. 

При этом традиционный строитель крупнотоннажных судов в Петербурге, Балтийский завод, который Владимир Путин ещё в июне называл флагманом судостроения и который как раз специализируется на производстве судов ледового класса с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, остро нуждается в модернизации. От предприятия, входящего в ту же ОСК, уплывают заказы. На этой неделе стало известно, что рассматривается возможность переноса постройки перспективного сверхмощного атомного ледокола «Лидер» с Балтийского завода на Северную верфь. Официальная причина — технические ограничения. Заводу нужен для постройки новый сухой док за 12,5 млрд рублей, а ОСК пока этот проект не спонсирует. Кроме того, второй крупнейший заказ Балтзавода -  неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» – также будет достраиваться на мощностях другого предприятия ОСК – Адмиралтейских верфях. Сейчас для передачи судна готовится необходимая документация. Его будут перегонять по Неве.

В корпорации не скрывают, что рассматривают возможность оптимизации предприятия и предложения некоторых его земельных участков инвесторам под застройку. Балтзавод занимает 60 га земли в устье Невы, в перспективном месте на Васильевском острове, и на него не раз заглядывались девелоперы. «Исходя из необходимости сокращения постоянных затрат и издержек, а также проведения оптимизации площадки БЗС есть вероятность того, что некоторые активы и участки могут быть предложены инвесторам»,— рассказали "Фонтанке" в ОСК.

Последний раз завод мог попасть под застройку в 2011 году из-за долгов Объединенной промышленной корпорации экс-сенатора Сергея Пугачева, тогдашнего владельца предприятия. Но за завод вступилась Валентина Матвиенко, которая обратилась к ОСК с предложением выкупить предприятие, и там нехотя согласились на сделку за цену в 3 – 4 раза ниже предлагаемой. «Переплачивать за полуразвалившееся предприятие, за которым числятся огромные долги, было бы бесхозяйственностью», – заявляли тогда «Фонтанке» в корпорации.

А еще раньше, в 2008 году, ОПК Сергея Пугачева подготовила концепцию развития предприятия, предполагающую вынос Балтийского завода за черту города. Аналогичный проект был и в 2005-м. Предполагалось, что причалы завода будут использоваться для швартовок яхт и круизных судов, а территорию перепрофилируют под деловой квартал. Сейчас, если у Балтийского завода не появится сильного защитника, он действительно может уйти с карты города. 

В то же время очевидную внутреннюю конкуренцию между предприятиями в ОСК отрицают, заявляя о некоем расширении кооперации между заводами группы: «Получение предприятием того или иного заказа определяется экономической целесообразностью и специализацией предприятия, а также пожеланиями заказчика. Правильнее говорить о расширении межзаводской кооперации и возможностях реализации масштабных проектов, а не о перераспределении заказов».

«В современных экономических российских реалиях рыночная конкуренция между судостроительными предприятиями невозможна или по крайней мере может быть ограничена какими-то узкими сегментами рынка, не обеспеченного в полной мере спросом, – считает эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев. – По сути, весть спрос в отрасли обеспечивается государственными заказами и в меньшей степени периодическими заказами крупнейших ресурсодобывающих предприятий. Собственно, за эти заказы только и возможна конкуренция, ставка в которой – выживаемость предприятия».

По его оценке, благодаря консолидации отрасли под эгидой ОСК основные предприятия отрасли были спасены от разорения. Единый центр координации позволяет распределять ограниченное количество заказов государства, военных и сырьевиков, позволяя отрасли сохранять деятельность, а также распределять государственные дотации и инвестиции, сохраняя возможность для модернизации и развития.

При ограниченном количестве распределяемых ресурсов важной функцией ОСК становится оптимизация производственных мощностей отрасли сообразно потребностям экономики и своим инвестиционным возможностям.  

«Важнейшими качествами успешного руководителя судостроительного завода в такой модели экономики являются лоббистские способности, умение представить имеющиеся возможности своего завода в лучшем виде, обосновать стратегическую важность именно его особенностей производства для сохранения уровня отечественного судостроения», – отметил Калачев.

Илья Казаков, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close