Вслед за поджогом студии Алексея Учителя в Петербурге за 2000 км от Северной столицы, в Екатеринбурге, микроавтобус, начиненный газовыми баллонами и бочкой с топливом, протаранил кинотеатр в 200 метрах от места расстрела царской семьи. Его водитель заявил, что он против показа фильма «Матильда».
На прошлой неделе организация «Христианское государство — святая Русь» (ХГСР) в очередной раз предупредила, что «кинотеатры реально начнут поджигать», в случае если они решатся показать кино про внебрачную связь причисленного к лику святых императора Николая Второго. Премьера фильма состоится только в октябре, но отдельные православные активисты, похоже, начали реализовать угрозы авансом.
Задержанный за атаку на кинотеатр «Космос» на Урале 39-летний Денис Мурашов едва ли не эталонный представитель того, что принято сейчас называть "воинствующим православным патриотом" (если судить по его соцсетям): радикальный верующий, гомофоб, футбольный фанат. Правда, состоящий на психиатрическом учете.
На своей странице в «Одноклассниках» он пишет: «...православные, не берите электронные документы, об этом нас предупреждал святой Паисий Святогорец Афонский и многие другие старцы – это отречение от Христа». Паисий Афонский – культовая фигура у ортодоксальных верующих, он советовал отказаться от ИНН и паспортов из-за зашифрованных в них дьявольских символов. Рядом другая запись: «если новая власть на Украине разрешит однополые браки — значит она от дьявола». Заявления перемежаются фото с храмами, купанием в проруби на Крещение и фото с футбола, на фоне символики ЧМ-2018.
В 2015 году мужчину объявили в розыск родственники (сообщение об этом есть на сайте местного ГУ МВД) — Мурашов уехал из дома в небольшом уральском городке Ирбит (родина мотоциклов "Урал") на «буханке» ("УАЗ-3962") в Екатеринбург, а затем в Нижний Новгород, и перестал выходить на связь. Потом вернулся, заявив, что ездил в Краснодарский край. Дома он занимался бизнесом — держал кафе. А 3 сентября вдруг опять уехал — купил машину, приехал в Екатеринбург и под утро понедельника вкатился по ступенькам во входную группу кинотеатра «Космос» в центре города.
По видео очевидно, что расчет был именно на показательный акт, никого убивать не планировалось, об этом говорят время (начало шестого утра, когда внутри только охрана) и место — кинотеатр находится в 200 метрах от Храма-на-Крови, построенного на месте дома инженера Ипатьева, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года расстреляли царскую семью.
Сам «Космос», похоже, стал объектом атаки не только из-за близости к мекке царепоклонников – вечером 2 сентября там открылся Уральский фестиваль российского кино, на который приехали режиссеры Валерий Ахадов, Алла Сурикова и Андрей Прошкин, кинооператор Юрий Райский, кинокритик Лев Карахан, актриса Анна Чурина, генеральный директор Международного Московского кинофестиваля Наталья Семина, президент Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев и еще более 40 кинодеятелей.
При этом Мурашов явно не хотел становиться смертником – машина медленно подъехала к дверям кинотеатра по ступенькам, а не понеслась на таран с разгона. Но террорист просчитался в двух вещах: промахнулся с точкой проникновения (не увидел за зеркальным остеклением колонны) и не смог проехать в фойе «Космоса, чтобы уничтожить кинотеатр, а также пробил бензобак на ступеньках и в результате получил ожоги от слишком быстро произошедшего взрыва. Из-за чего был вынужден обратиться в больницу, где его оперативно и задержали полицейские.
Кроме того, он оказался неверно информирован. На первом допросе он заявил, как писала «Фонтанка», что решил уничтожить кинотеатр из-за того, что там якобы готовилась к показу лента «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Но премьера фильма намечена только на 25 октября и в программу показа кинофестиваля он не входил. Кроме того, мужчина добавил, что он сутки перед своей акцией провел в Храме-на-Крови, а потом «поехал в кино».
Нападению в Екатеринбурге предшествовала такая же по уровню безумности и исполнения атака в Петербурге — в четверг у дома 12 по набережной Крюкова канала неизвестные бросили в здание студии «Лендок» бутылки с зажигательной смесью. Выбор объекта понятен – в здании и правда есть офис студии «Рок» Алексея Учителя, а на стене висит памятная доска отцу режиссёра – документалисту Ефиму Учителю. Но окна, в которые прилетели бутылки, – заложены кирпичом, а за ними находится студия звукозаписи, которая никакого отношения к Учителю и «Матильде» не имеет.
Как рассказал «Фонтанке» уральский политолог Фёдор Крашенинников, последовавшее за Петербургом нападение в Екатеринбурге не случайное совпадение — напряженное противостояние между светской общественностью и православными активистами находится в обоих городах на пределе. Стартом для конфронтации в Екатеринбурге стало дело ловца покемонов Руслана Соколовского, которого осудили за ролики на религиозную тематику, а в Петербурге — Исаакий.
– У вас там острая тема Исаакиевский собор, который передают церкви, а у нас в акватории городского пруда в центре города хотят построить храм. И буквально вчера состоялась акция, когда 2000 горожан вышли и попытались обнять пруд, взявшись за руки (как делали и активисты с Исаакием), чтобы его защитить, – рассказал Крашенинников. – Власть, с одной стороны, накаляет ситуацию, передавая важный храм или пытаясь построить его на пруду, а побочный эффект от этого – укрепление околодонной фундаменталистской фауны, которая расцветает вокруг всей истерии.
По его мнению, даже если предположить, что «Денис просто псих», то его атака всё равно абсолютно спланированное мероприятие, которое стало возможно благодаря окружающей его среде:
– Человек, находящийся в каком-то пограничном состоянии, попал под воздействие пропаганды, которая льется из каждого ведра. На Урале сидит Сергей Романов, предводитель секты царебожников, вьются воцерквленные олигархи, сюда же ездит Поклонская, снимают фильмы против "Матильды", и на стыке этого маразма находящиеся не в себе люди способны психовать.
Этого же мнения придерживается и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
– На мой взгляд, поджог студии Учителя и поджог «Космоса» – звенья одного порядка событий, – заявил Ройзман «Фонтанке». – Запущен механизм, который запускать вообще нельзя, — власть не должна использовать один своих граждан против других своих же граждан. Религиозный фанатизм нельзя пробуждать в людях, это не доводило до добра ни одну страну в мире.
По его мнению, в этой ситуации «Матильде» обеспечен безоговорочный успех.
«Поклонская сделала все возможное, чтобы раскачать этот фильм. Большинство бы про него не узнало и никогда бы не услышало, если бы не она. Поэтому его все ждут, на нём будут зарабатывать деньги, он появится везде, и все, кто хочет, его посмотрят, а из-за этих всех действий количество желающих увеличилось в десятки раз», – резюмировал Ройзман.
Руководство ХГСР в понедельник заявило, что к поджогам причастны доведенные до отчаяния люди. Со своей версией ранее выступила и Поклонская, которая предположила в интервью «Фонтанке», что к поджогу студии Учителя может быть причастен он сам.
«Несмотря на то, что мы неоднократно оглашали в прессе свою позицию о том, что не намерены совершать никаких противоправных действий, мы все же решили отдельно выпустить данное заявление, дабы никаким провокаторам и любителям нагреть руки на скандалах не пришло в голову вешать эти поджоги на нас. Мы лишь констатируем тот факт, что доведенные до отчаяния люди могут прибегнуть к крайне незаконным действиям, если в отношении антироссийской провокации, каковой является фильм «Матильда», не будет принято никаких мер», – говорится в заявлении организации.
Её представители не исключили, что поджоги были совершены «с целью провокации, теми же самыми силами, что и заказали х/ф "Матильда" к столетию кровавого переворота в России».
«Как мы и предупреждали, кому-то очень хочется спровоцировать русский майдан. Призываем российские власти снять с проката (пока не поздно) фильм, поставленный с единственной целью – подорвать Россию», – отметили активисты.
В пресс-службе Екатеринбургской епархии ситуацию «Фонтанке» пообещали прокомментировать позднее, сославшись на занятость на совещании, посвященном «планированию дел милосердия».
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»