Комитет по энергетике хочет рассчитаться со своими ГУПами за теплые зимы и мало пьющих горожан. Комфин может в очередной раз отказать.
- В ходе «нулевых чтений» городского бюджета на 2018 год комитет по энергетике в очередной раз закинул невод, надеясь выловить почти 5 млрд для Водоканала и ГУП ТЭК. Дыры в бюджетах предприятий не могут затянуться уже несколько лет, однако через горнило депутатских слушаний провести эту заявку может в очередной раз не получиться.
- Дополнительные 3,2 млрд рублей в виде субсидии для «Водоканала Санкт-Петербурга» комитет по энергетике запросил в ходе «нулевых чтений» 4 сентября. На самом деле это уже добрая традиция. Денег просят не первый год в счет выпадающих доходов, которые Водоканалу насчитали в 2016 – 2016 годах, всего 9,2 млрд рублей. Впервые Комфин уступил в 2014 году, когда удовлетворили запрос комитета на 1,7 млрд рублей. В 2015 году прямую субсидию не одобрили, однако включили примерно те же 1,7 млрд рублей в тариф следующего периода. К 2016 году бюджет решил, что дополнительных расходов ему не потянуть, так что казне дали отдохнуть. Год назад просили под 7 млрд, однако в итоге в текущем году «Водоканалу» перечислят 2,5 млрд рублей. Считается, что это возмещение затрат предприятия непосредственно в 2014 и 2015 годах.
- Собственно, на оставшиеся 3,2 млрд комитет по энергетике и заявился в бюджетно-финансовом комитете Законодательного собрания. Прошло не совсем гладко; депутаты в который раз потребовали от чиновников хотя бы раскрыть данные о заработках руководителей отраслевых ГУПов, а потом уже требовать для предприятий денег налогоплательщиков. Чиновники сообщили, что уже открывали на неких совещаниях эти цифры, но готовы повторить для тех, кто не в курсе.
- Пока не ясно, получит ли в итоге заявка энергетиков одобрение, однако основания для нее точно никуда не исчезнут.
- Так называемые выпадающие доходы сложились из нескольких частей. В 2011 году началась постепенная отмена льготы по налогу на имущество. Чиновники тогда исходили из следующих соображений: Водоканалу нужны были льготы – а значит, свободные деньги — в период активного инвестиционного роста. Город дал эту возможность, а после кризиса сам пришел к предприятию за деньгами. С 2011 года Водоканал начал платить 25% от 2,2-процентного налога, с 2012 года — 50% и так далее. В 2012 году расходы предприятия по этому направлению составляли 200 млн рублей, в 2015-м — 3,6 млрд.
«С учетом того, что нам передают бесхозные сети, стоимость имущества увеличивается, и налог вместе с ней, в том числе на новые объекты, – говорят в Водоканале. – Эти суммы не были учтены при установлении долгосрочных тарифов, так что за счет обычной деятельности предприятия их не возместить».
- Всего в результате инвентаризации 2015 года таких объектов было выявлено 339, в 2016 году предполагалось закрыть вопрос, однако новый «бесхоз» продолжает появляться на балансе Водоканала.
- Кроме того, неизменным доводом чиновников служит снижение водопотребления со стороны горожан — на 16% за последние 4 года. Ранее именно это обстоятельство послужило причиной того, что под сомнение был поставлен один из самых статусных и дорогих проектов Водоканала — реконструкция Главной водопроводной станции на Кавалергардской стоимостью почти в 9 млрд рублей. О своих сомнениях тогда заявил вице-губернатор Игорь Албин.
- Есть и другая бюджетная традиция, от которой не удалось отступить в этот раз. Внимательно заслушав доклад главы комитета Андрея Бондарчука, член БФК Андрей Васильев традиционно эмоционально поинтересовался, почему чиновник не озвучил аналогичную заявку по ГУП ТЭК на полтора миллиарда. Комитет можно понять: обосновать «тепловую» субсидию совсем не так просто, так что и злить лишний раз депутатов после их эскапад в адрес Водоканала не хотелось.
«В проекте бюджета эти средства пока не предусмотрены, но в заявку мы эти деньги включили, – рассказали «Фонтанке» в ведомстве. – Природа образования этой суммы совсем другая. У Водоканала миллиарды изначально не были учтены в полном объеме, а отмена льгот — это фактически защищенная статья расходов. В случае с ГУП ТЭК речь идет об убытках от основной деятельности за 2011 – 2014 годы. По Водоканалу расходные обязательства можно сформировать в рамках государственной программы, по ГУП ТЭК такой строки не вписать. Если мы предусмотрим такую субсидию, нам чуть ли не конкурс придется объявлять — у кого еще есть убытки из ресурсоснабжающих организаций».
- Тем не менее заявка на субсидию есть. Полтора миллиарда сложились все в те же 2011 – 2014 годах. Правда, сюрприз преподнесли не фискалы, а погода. Слишком теплые зимы, а значит, и теплоэнергии продали меньше, чем рассчитывали. В 2014 году — на полтора млн Гкал. В предприятии не скрывают, что лишние полтора миллиарда их бы здорово выручили. Дебиторская задолженность на конец первого полугодия составила 10,4 млрд рублей, 7,9 млрд — просроченная. Кредиторская нагрузка под конец 2016 года дошла до 10 млрд рублей. Да и «бесхоз» – такой же актуальный вопрос для ГУП ТЭК, как и для Водоканала, предприятие принимает по 100 км ветхих по большей части сетей ежегодно.
- Эксперты согласны с тем, что правовая коллизия здесь неизбежна.
«Непонятно, как будут реагировать другие компании, котрые находятся в аналогичной ситуации, – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Любая из них может обратиться в ФАС, пожаловаться на недобросовестную конкуренцию. Если уж вы вводите регулирование, то и отношение ко всем участникам должно быть равное. Это можно было бы сделать через допэмиссию, если бы речь шла не о ГУП, а об акционерном обществе с единственным держателем в лице города. По Москве отдельные компании так переходили в АО и за счет выпуска дополнительных акций компенсировали свои убытки. А прямым регулированием — это чревато».
Расходная часть комитета по энергетике в 2017 году составляет 18,7 млрд рублей. Больше 10 из них идут на различные направления адресной инвестиционной программы по госпрограмме развития систем коммунальной инфраструктуры и энергетики. 2,5 млрд — пресловутая субсидия «Водоканалу», 2,1 млрд – «Ленсвету». На 2018 год изначально закладывали 21 млрд рублей.
- Николай Кудин,«Фонтанка.ру»