В изоляторе Киева 5 сентября свое 50-летие встречает петербургский чеченец Артур Денисултанов, прозванный киллером Кадырова. Его хотят судить как гражданина Украины, а он взывает к корням.
Расследование стрельбы в машине добровольцев АТО на Украине тормозит российская дипломатия. Нет сомнений, что в покушении на убийство Адама Осмаева и его жены Амины Окуевой обвинен гражданин РФ Артур Денисултанов, он же Динго. Посольство не спешит удостоверить его личность, и Нацполиция Киева вынуждена вести дело в отношении человека-призрака. Курьеза придает встречное расследование – о покушении на самого Денисултанова. История расстрельной встречи выходцев из Чечни очень похожа на ту, что случилась незадолго до убийства врага Рамзана Кадырова в Австрии.
Перестрелка на Кирилловской улице Киева случилась 1 июня 2017 года. Командир добровольческого батальона (активно участвовал в АТО, носит имя Джохара Дудаева) Адам Осмаев от сквозного ранения оправился через неделю. Артур Денисултанов по прозвищу «Динго» получил шесть пулевых ранений с повреждением плечевой кости, правой стопы, левого плеча, левой позвоночной артерии и левой ягодицы. Отдельной молитвой он обязан вспоминать медиков, вынувших его с того света через четыре минуты клинической смерти. На Денисултанове, как и на Осмаеве, тоже зажило довольно быстро, он был переведен в СИЗО Киева. Ему вменили покушение и незаконное обращение с оружием.
Версию убийства по найму с российским следом активно лоббируют глава МВД Арсен Аваков и Осмаев с Окуевой. Она же подкрепляется нахождением Осмаева в международном розыске по обвинению в посягательстве на жизнь государственного деятеля. Имеется в виду Владимир Путин. В начале 2012 года Осмаева задержали в Одессе, он отсидел какое-то время в СИЗО, с него сняли самые тяжкие обвинения, к Майдану вышел на свободу. Сайт Интерпола, несмотря на публичность Осмаева, так и не обогатился его фотографией.
Между тем следствие в тупике. У Денисултанова был найден паспорт гражданина Украины Александра Дакара. Формально дело возбуждено на него, эти имя-фамилия фигурируют во всех процессуальных документах. Этот паспорт Денисултанов приобрел нечестным образом, о чем он поспешил заявить Нацполиции. Запросы в консульский отдел посольства России в Украине с просьбой удостоверить личность отправлены еще в июне, ответ пока не получен. Эту информацию подтвердил адвокат обвиняемого Алексей Дрюк.
«18 августа мы обратились в ОМВД Курчалоевского района Чечни с аналогичной просьбой. Возможно, так мы сможем получить копии документов. В Курчалое живут родственники моего подзащитного», – уточнил Дрюк.
Ни по одному указанному на сайте посольства России телефону «Фонтанке» не смогли прояснить судьбу запросов.
«Вам сообщат, как придет время», – обнадежили дипломаты.
По словам Дрюка, ни разу за три месяца консульские работники не поинтересовались арестантом-соотечественником.
Репутацию за свои 50 лет уроженец Гудермеса заработал неоднозначную. В 1990-м получил первый срок. В 1999-м Денисултанова, арестованного в Петербурге за вымогательство, обменяли в Чечню на российского военнопленного Сергея Леонтьева. Он оперативно вернулся в Петербург. В 2000-х мелькал в криминальных сводках. В его биографии имеются фамилии: оригинальная (до сентября 2001-го), Курмакаев (до августа 2008-го), Цебро (до августа 2009-го), Кринари – по настоящее время.
Он любит мистификации. Одинцовский суд Подмосковья в марте 2011 года приговорил Денисултанова как брачного афериста, укравшего 7,5 млн рублей у наперсницы по брачному агентству «Высший свет». Она называла конкретные даты исчезновения денег из квартиры. Денисултанов вызвался привести целое село для алиби. Утверждал, что был на похоронах в Чечне с 24 декабря 2009 года по 9 февраля 2010-го с пятидневным перерывом. Стопроцентную явку участников траурного марафона разбили одинцовские биллинги.
В 2011 – 2012 годах Динго посидел в колонии Сегежи. Виделся с Ходорковским, вел дебаты. Осталась, говорят, у чеченцев заноза. Будто бы только благодаря им здоровье Михаила Борисовича не пошатнулось, а он, освободившись, допускает нелестное в их адрес.
Денисултанов съехал раньше Ходорковского. Судья Сегежского суда Пак был милостив и в июле 2012 года отпустил в колонию-поселение. Поехал Динго в Княжево Волосовского района, и в 2014-м – привет, условно-досрочная свобода. Так, получив 7,5 года, он отбыл половину. Перебрался в Москву, подвизался на ниве продаж средств самоспасения (которые сам рекламировал спуском по тросу с энного этажа), ну а потом, кажется, вернулся к излюбленному ремеслу.
Денисултанов – профессиональный парламентер со свойственной чеченцам методикой. Говорят, он может отыскать нужного человека в любой точке земного шара, войти в доверие, прикинувшись европейцем или американцем, и усадить за стол переговоров.
По данным «Фонтанки», Нацполиция Киева в числе прочих расследует финансовую подоплеку встречи Денисултанова с Окуевой и Осмаевым. Она обставлена в лучших конспиративных традициях. К паре подобраться было непросто. Денисултанов сыграл на тщеславии. Будто бы взяв на себя привычную роль парламентера, перебрался на Украину в мае 2015 года, купил паспорт умершего одессита, оформил фиктивный брак, получил паспорт Дакара, одновременно проработал образ иностранца. Выдумал французского журналиста Le Monde, желающего написать книгу о чеченской эмиграции, восславить подвиги и труды оппонентов кадыровцев. Первое свидание состоялось в середине мая 2017 года. Денисултанов, представлявшийся Алексом Вернером, одевался с иголочки, имитировал акцент (он часто бывал во Франции), рассыпал комплименты, восхищался боевыми историями. С выполнением задания не спешил. Три встречи понадобилось для полного раскрепощения. 1 июня состоялась четвертая, на которой Денисултанов, по слухам, решил наконец огласить ультиматум своих заказчиков (задание, по информации «Фонтанки», поступило из Франции, передавалось на русском языке). Заключался он в возврате некой денежной суммы, чуть ли не несколько миллионов долларов. Идеальным итогом переговоров была совместная поездка во Францию. А стрельбы, если суммировать противоречивые показания троицы, могло и не быть.
Встретились они у цирка в центре Киева. Денисултанов сообщил о своих планах заехать в визовый центр на Кирилловской за французскими анкетами для своих друзей (там же предполагалось завести разговор о поездке). Перед центром было решено сделать совместное, Осмаева с Окуевой, фото. Адам пересел на заднее сиденье, мнимый журналист остался на переднем. Осмаев в придачу к позированию похвастал наградным Glock 34 Gen Austria, дал подержать его Денисултанову. По данным «Фонтанки», тут-то выдержка и изменила Динго.
Он, порядком уставший от гордыни земляков, приступил к рассекречиванию. Будто бы сменил акцент и попросил оставить «понты» при себе, так как на чеченца они не действуют. Карты были открыты не в самый подходящий момент. Переговорный процесс был задушен криком Окуевой: «Убей!» Осмаев потянулся за Глоком в руке Денисултанова, прозвучал выстрел (Денисултанов уверяет полицию, что не знал о заряженном пистолете), и Окуева из набедренного ПМ пальнула сзади пару раз. Денисултанов вывалился из автомобиля. За ним выползал Осмаев с пистолетом.
За этой сценой наблюдал 27-летний оперуполномоченный Киевского городского управления департамента внутренней безопасности Нацполиции Украины Тярбей Аркания. Он вышел из психоневрологического дипансера № 3, куда отвозил документы, вызвал такси, поговорил минуту с коллегой и услышал выстрелы.
Тярбей на допросе показал, что человек в сером костюме и красном галстуке (Денисултанов), лежа на спине, прикрывался ногами и руками, а человек в цветастой рубашке (Осмаев) «осуществлял прицельные выстрелы в количестве трех-четырех».
«На вопрос, что случилось, женщина по-русски ответила: это киллер, он пытался нас убить», – вспоминал оперуполномоченный.
Его показания позволили следственному управлению Нацполиции Киева возбудить зеркальное уголовное дело – о покушении на Денисултанова (в материалах значится Дакар). Он признан потерпевшим, подозреваемых пока нет. Но их круг, надо полагать, узок.
Украинское издание «Страна» на своем Youtube-канале опубликовало первую исповедь Денисултанова после ареста. Внешне спокойный, он интонацией и взглядом, кажется, выделил главное:
«Когда ты никому не даешь себя кидать, обманывать и с людей спрашиваешь за неуважительное отношение, и когда тебя пытается кто-то кинуть, а ты их наказываешь, естественно, люди приписывают всякие истории».
С глаголом «кидать» Денисултанов сроднился еще с 90-х. Тогда же он освоил стезю переговорщика. После киевского инцидента бывший ведущий «600 секунд» Александр Невзоров воскресил пропитанную понятиями видеозапись. Денисултанов от имени петербургских чеченцев обращается к угонщикам-конкурентам. Говорят, автомобиль был возвращен и ущерб погашен на третий день после выпуска.
Впрочем, не эта публичная риторика принесла Денисултанову европейскую известность. Клеймо «киллер Кадырова», наверняка незаслуженное, к нему примерили после гибели бывшего чеченского боевика Умара Исраилова. Он был задержан в 2003 году, после трех месяцев пребывания в негласной тюрьме поступил на службу к Кадырову, но сбежал и дал против него показания австрийским властям, ЕСПЧ и Генпрокуратуре России. За Исраиловым началась охота, в январе 2009 года он был застрелен. Три выходца из Чечни получили от 16 лет до пожизненного. Венский суд установил, что за полгода до гибели Исраилову настоятельно рекомендовали вернуться на малую родину и покаяться. Парламентером в материалах дела указан Денисултанов, а его сближение с экс-боевиком проходило по знакомому сценарию.
По официальной версии, в начале 2008-го Денисултанов получил задание вернуть беглеца. Он нелегально перебрался в Словакию через Украину, через чеченскую диаспору достал телефон Умара и прибегнул к легенде.
Прокуратурой Вены установлено и судом подтверждено, что Денисултанов (под фамилией Курмакаев, прозвище Арби) встретился с потерпевшим 31 мая 2008 года. Изначально он представился бизнесменом из Петербурга и заявил, что Исраилов должен 300 тысяч долларов.
Впоследствии Арби раскрыл причину своего появления. Это проблема с Рамзаном Кадыровым. Денисултанов сообщил, что может помочь с этой проблемой, если будет отозван иск в ЕСПЧ. В первых числах июня, как следует из обвинительного акта, они виделись несколько раз. 8 июня состоялась встреча на искусственном острове Дуная в пределах Вены (Donauinsel). Исраилов приехал с двумя приятелями и потребовал от Денисултанова больше не связываться с ним и для доходчивости пригрозил огнестрельным оружием. Парламентер ответил, что Кадыров пообещал Исраилову работу и деньги, а в Словакии ждут два человека, которые жаждут его убить. Этот разговор был записан (австрийский суд прослушал его на пятнадцатом заседании, 24 мая 2011 года). Свидетели также подтвердили содержание встреч.
9 июня Денисултанову позвонил непосредственный шеф, правая рука Кадырова Тимур-Лорд (Тимуром близкие называют Магомеда Даудова), и передал трубку Кадырову. Тот якобы сообщил, что потребность в возвращении Исраилова отпала, и Арби может делать, что хочет, но решить проблему должен самостоятельно. Из обвинительного акта неясно, что подразумевалось под этим, но указано, что Денисултанов якобы на следующий день обратился в службу по конституционной защите и борьбе с терроризмом Австрии (Landesämter für Verfassungsschutz und Terrorismusbekämpfung, LVT), рассказал о работе в «новом отделе» Кадырова по возвращению чеченских раскольников. Тогда же, 10 июня, показания были будто бы занесены в протокол за номером I-245P/TE/08, а через десять дней Денисултанова выслали из страны.
Динго, насколько известно «Фонтанке», категорически отрицает само существование показаний, данных LVT, и поиски Исраилова для передачи «привета» от Кадырова. На переданный через адвоката вопрос о степени близости к главе ЧР Денисултанов ответил:
«Я его не знаю, он меня не знает».
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»