В Петербурге создают единый центр заказа медоборудования и лечебных препаратов - больницы и поликлиники больше не смогут делать закупки сами. Врачи опасаются возвращения монополии времен «Империя-Фарма».
В Петербурге появится государственное казенное учреждение, которое займется централизованным заказом медикаментов и оборудования для городских больниц. Структуру создает новое руководство городского блока здравоохранения. В подведомственном профильному комитету учреждении будут отвечать за оборот по меньшей мере 20 млрд рублей. Участники рынка опасаются его монополизации, чиновники же, напротив, считают, что таким образом наведут порядок.
«По постановлению о создании новой дирекции при комитете по здравоохранению много вопросов. И я даже не говорю о сохранении демократической системы координат, экономической, я говорю о том, к чему это может привести. Я не скрываю, что был противником реорганизации имущественного блока, когда объединяли КУГИ и КЗР. Если объединение в комитете по здравоохранению состоится, нужно сделать так, чтобы это не было так же, как с комитетом по имущественным отношениям», – с такой речью неожиданно выступил 5 сентября спикер ЗакСа Вячеслав Макаров на итоговом заседании по нулевым чтениям бюджета в петербургском парламенте.
В своем воззвании к чиновникам Смольного он упомянул, что к нему постоянно обращаются главные врачи больниц, выражая свои опасения в связи с созданием новой структуры, и городские власти, решившись на такой шаг, должны понимать, не приведет ли это к тому, что с рынка уйдет часть компаний.
Беспокойство спикера ЗакСа касалось постановления о создании Дирекции по закупкам при комздраве. Проект документа появился в конце августа и вот-вот должен лечь на подпись губернатору. По плану, разработанному еще весной, когда в комитете по здравоохранению появился новый заместитель главы Евгений Евдошенко, ныне исполняющий обязанности председателя, все городские больницы должны потерять право самостоятельно осуществлять закупки на медоборудование и лекарства. Планирование закупок, определение поставщиков, заключение контрактов, приемка товаров должны лечь на плечи нового органа. Новая система может заработать с начала апреля 2018 года. Как утверждают собеседники «Фонтанки», вероятно, этой дирекции будут отдавать заказы от 1 млн рублей на медикаменты и от 3 млн рублей на поставку оборудования. Какой объем средств может быть аккумулирован таким образом в учреждении, пока не ясно, однако, по данным участников рынка, только на закупку лекарств по системе ОМС у почти сотни городских больниц и поликлиник в год уходит порядка 20 млрд рублей.
Идея аккумулировать закупки медицинских учреждений в одних руках не нова. «У нас еще в Ленинграде был такой комитет по фармации, располагался на Исаакиевской площади, как раз занимался закупками и планированием. Не вижу ничего в этом плохого, если с главврачей снимут эту хозяйственную нагрузку, будет даже лучше, ведь для нас главное, чтобы пациент был здоров, а не кто привезет лекарства», – говорит главный врач детской городской больницы №1 Анатолий Коган.
С ним солидарны отнюдь не все главврачи. Для многих еще свежа в памяти «Империя-Фарма», монополист по оптовой поставке лекарств в Петербург во времена Валентины Матвиенко. Как утверждают участники рынка, компания закупала товары порой в два-три раза выше рыночной цены, однако лоты были сформированы так, что никакой другой дистрибьютор не мог обыграть «Империю-Фарма» на аукционах. Есть и более актуальные примеры, связанные уже с поддержкой импортозамещения. Так, в последние годы правительство рекомендует госучреждениям сотрудничать с компанией «Стентекст» Виктора Вексельберга по поставке коронарных стентов. «Мы в Петербурге от этого отказались еще при вице-губернаторе Ольге Казанской, это оборудование дороже в несколько раз импортного», – говорит собеседник «Фонтанки» в одной из городских больниц.
В Смольном проект постановления пока не комментируют, однако неофициально предлагают обратить внимание на то, что петербургские учреждения здравоохранения сейчас заказывают медикаменты «кто во что горазд» – каждый по своим ценам, каждый у своих поставщиков. В медучреждениях возражают: лоббизм оправдан качеством. «Мы, например, знаем, что одна компания нам пришлет такое оборудование, которое нам после первого использования придется выкинуть, а другая ориентирована на качественных поставщиков. Так и с лекарствами: не всегда отечественные аналоги импортных лучше, но это знают только врачи. Контролировать этот момент, когда у нас заберут функцию проведения закупок, мы не сможем», – говорит главврач городской больницы, пожелавший остаться неназванным. По его словам, будто бы сейчас главврачи, узнав о том, что может произойти в сфере закупок, планируют как можно быстрее заключить наибольшее число контрактов по старой схеме на 2018 год.
«Здесь есть и плюсы, и минусы. Сейчас закупки осуществляются абсолютно по разным ценам, в зависимости от представления цены и совести заказчика. Централизация системы закупок поможет оптимизировать затраты и исключить перекупщиков, выйти на оптовых производителей. Но минусы очевидны: система неповоротлива. Появляется, например, у нас особый пациент, которому нужны особые лекарства, а закупки уже сделаны на год вперед», – приводит свои доводы главврач 31-й больницы Анатолий Рывкин. «Конечно, мы имеем опыт взаимодействия с «Империей-Фарма». Там цена была в три-четыре раза больше. Опасность, что и теперь будет так же, существует, но, насколько я знаю, люди, которые занимаются этим теперь, настроены действовать в интересах пациентов», – добавляет он.
Не драматизировать ситуацию предлагает председатель правления партнерства «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров России» Захар Голант. По его словам, централизованная система закупок выгодна для города примерно в половине случаев, когда речь идет об унифицированном оборудовании. «В части больниц у нас очень специфическое оснащение, так сложилось исторически. Кроме того, может возникнуть проблема со сроками поставки — доставка оптовых заказов может занимать месяцы», – говорит он. Тем не менее, по мнению Голанта, создание Дирекции по закупкам сыграет на руку конечному потребителю: появление крупных дистрибьютеров и уход с рынка мелких поддержит отечественную фармацевтику и в конечном счете приведет к улучшению качества товаров, а также улучшит климат на рынке госзакупок. «В США 40 крупных компаний-поставщиков, в Британии — 10, а у нас 3000. Это нецивилизованный рынок. У нас в России есть компания «Горафарм». Они выбились в крупные поставщики, подав сотни жалоб в Федеральную антимонопольную службу на то, как были оформлены аукционы».
Одним из потенциальных будущих крупных поставщиков новой дирекции на рынке называют компанию «Биокад». «Фонтанка» обратилась к компании за комментариями, однако предприниматели отказались высказываться до официального публикования документа. Впрочем, «Биокад» ранее не раз выступал с критикой закупок петербургских больниц, утверждая, что можно получить лекарства дешевле.
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев сообщил «Фонтанке», что видит в централизации закупок палку о двух концах: «С одной стороны, нам проще работать с одним оператором, а не с несколькими десятками, с другой стороны, если компания раньше проигрывала один аукцион, то могла, учитывая предыдущий опыт, прийти на другой, здесь же количество лотов снижается, и если происходит какой-то сбой, рынок монополизируется. Но завышение цен вряд ли произойдет, для контроля ценообразования есть прокуратура и ФАС».
Более критическую оценку в разговоре с «Фонтанкой» высказал гендиректор фармацевтической компании «Вертекс» (является производителем, в закупках напрямую не участвует) Георгий Побелянский: «Создание дирекции по оптовым закупкам медоборудования и лекарств потребует дополнительного финансирования на содержание подразделения, это может отразиться на ценах поставок или на расходах городского бюджета, которые более целесообразно направить на решение насущных проблем, которые точно в нашем городе есть. Вообще любое ограничение в закупках или их централизация могут привести к риску коррупции, а монополизация в России и честные торги не всегда друг с другом соседствуют. Кроме того, неясна практическая цель централизации, отсутствуют факты, что конкретно сейчас плохо и какой механизм, по мнению авторов проекта, не работает. Поэтому до принятия решения о создании дирекции неплохо было бы узнать мнения участников рынка госзакупок».
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»