Ни город, ни Минобороны не знают, кто должен заплатить владельцам десятка гаражей, которые снесут под новые корпуса Нахимовского училища на Пеньковой улице.
Девять гаражников, чье имущество попало под каток федеральной военной стройки, уже отчаялись выяснять, когда и от кого они дождутся компенсации. Стоимость девяти гаражей и по городским, и по федеральным меркам — ничтожная сумма. Но платить никто не собирается, в Минобороны кивают на комитет имущественных отношений, в комитете говорят, что такого не может быть, а собственники ломают голову над земельным законодательством.
«В 2000 году я купила гараж у своей соседки, рядом с домом по Мичуринской улице, 1. В 2001 заключила договор аренды с КУГИ (так тогда назывался комитет имущественных отношений – КИО. — Прим. ред.) об аренде земельного участка, – объясняет владелица гаража Дарья Кириллова. – Об окончании срока действия договора или о его расторжении мне никто не сообщал. Все 17 лет я исправно платила за аренду. Но в июне этого года на воротах нашего гаражного участка появилось объявление о том, что он передан Министерству обороны и там будут строиться корпуса Нахимовского училища. Однако тот кадастровый номер участка, который был указан в этом объявлении, не совпадает с тем, что указан в моих документах».
«На землю, где стоят наши гаражи, Нахимовскому училищу выданы документы, которые имеют другой адрес и другой кадастровый номер. То есть буквально это один и тот же кусок земли, та же самая схема на карте, но кадастровые номера и адрес разные – в наших документах и у них. И в Нахимовском училище считают, что нас просто нет, – рассказал «Фонтанке» один из гаражников, Владимир Шишкин. – Это был городской участок, теперь он передан Министерству обороны. Но это наш участок! Хотя адрес другой, кадастровый номер другой, и наш договор аренды под гаражи с КИО — действующий, его никто не расторгал. По нашим документам этот участок числится за адресом: Мичуринская, 1. А по их — Пеньковая, 5».
По словам Кирилловой, первую попытку объясниться с училищем гаражники предприняли весной этого года. Им сообщили, что стройка начнется не раньше апреля 2018 года. «Нам так сказали устно, и мы немного расслабились. Но в конце августа, по слухам, приезжал замминистра обороны и заявил, что к апрелю тут уже должны стоять готовые корпуса, – рассказывает она. – Новые объявления продолжали вешать, но никаких официальных сообщений о расторжении договоров не было. А в прошлый понедельник на встрече, на которой присутствовал начальник училища Алексей Суров, помощник начальника Дмитрий Лубашевский и представитель АО «Оборонстрой» Наталья Бабаджанян, нам без обиняков заявили, что 20 сентября наши гаражи будут снесены».
Часть разговора на этой встрече гаражники записали.
По оценкам Кирилловой, гаражное место в центре города сейчас может стоить 300 – 500 тысяч рублей. На «Авито» гаражи на Петроградской стороне продаются в данный момент по цене от 200 до 700 тысяч рублей, машиноместа в паркингах — от миллиона рублей и выше. В сумме желаемой компенсации собственники, впрочем, не уверены, так как еще не оценивали гаражи. Однако, по словам владельцев боксов, никто из их собеседников даже не заикался о возможности какой-либо компенсации. А в объявлениях, которые вешали на воротах, гаражи названы «самовольно установленными». И сносить их намерены за счет самих владельцев.
Один из собственников, как рассказывает Кириллова, подал в МФЦ документы о компенсации за гараж. «Но вряд ли у него есть шансы. Потому что у нас нет никакого уведомления, никаких документов о сносе нет, – поясняет она. – Я знаю, что город вроде бы по городскому закону обязан выплатить компенсацию при сносе гаражей. А если это федеральная земля, то что?»
Более того, владельцы гаражей 23 августа получили из КИО письма, в которых их извещали об изменении реквизитов оплаты за аренду. «Письмо пришло на мой почтовый адрес, соответственно, имеется в виду именно мой договор с КИО — значит, он по-прежнему не расторгнут», – делает вывод владелица.
«Все вопросы — к городу, – так ответила на просьбу «Фонтанки» о комментарии Наталья Бабаджанян, представитель «Оборонстроя» в Санкт-Петербурге. – У них просто остались несуществующие кадастры. В Росреестре и в РГИС все прописано, 17 мая этого года все данные были внесены в Росреестр — земли переданы Минобороны. Если же город «криво» себя повел и не довел информацию до арендаторов за четыре месяца, то мы-то тут при чем? Я понимаю людей, но они должны выяснить свои взаимоотношения с КИО, который выставляет им счета. Я уже сама написала письмо вице-губернатору Албину с просьбой выяснить с КИО этот вопрос и с людьми разобраться. Гаражников жалко, но детей-нахимовцев жальче еще больше, когда они на проезжей части спортом занимаются. А эти замечательные дяденьки в центре города держат гаражи, в которых хранится невесть что, в том числе бочки с серной кислотой. Они не заслуживали этих гаражей, это делали их прадеды. В центре города просто какая-то мусорка, помойка многолетняя. Пусть идут в город просить компенсации».
Согласно данным Росреестра, участок площадью 810 м позади дома 5 по Пеньковой улице 12 мая 2017 года был передан Нахимовскому училищу в бессрочное пользование. «Фонтанка» проверила известные ей по договорам кадастровые номера участков под гаражи и в Росреестре их не обнаружила. После чего обратилась за комментариями в КИО, к заместителю председателя комитета Александру Герману, чья подпись стоит под письмами, отправленными гаражникам 23 августа — уже после того, как участок с гаражами был передан Минобороны.
«Вряд ли такое может быть. Компенсацию-то за что? За земельный участок, который городу принадлежал? Земельный участок уже изъят. Мне казалось, что там три гаража всего. Я сейчас не могу пояснить, мне казалось, что у нас там нет проблем никаких. Они к нам не обращались, первый раз слышу об этом», – заявил «Фонтанке» зампред КИО.
Гаражники, тем временем, уже обратились сразу в три надзорные инстанции: прокуратуру Петроградского района, городскую и Генеральную прокуратуру. «Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, – говорится в письме Дарьи Кирилловой. – Какого-либо уведомления со стороны Арендодателя или лиц, являющихся его правопреемниками, об изменении кадастрового номера, изменении условий Договора, о расторжении Договора в мой адрес не поступало».
Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»