Комитет по благоустройству сейчас не может вмешиваться в ремонт дорог, однако именно он отвечает за их состояние. Пока же он принимает их на баланс разбитыми, а потом выслушивает претензии от горожан. Эта ситуация чиновникам комблага надоела. Теперь они хотят заниматься не только содержанием дорог, но и их текущим ремонтом, пишет «Фонтанка».
Подрядчики банкротятся и не исполняют гарантийные обязательства, а госзаказчик, то есть КРТИ, не всегда оперативно понуждает строителей устранять дефекты на сданных объектах. «Комитет по благоустройству отслеживает показатели состояния дорог и направляет в КРТИ заявки на ремонт, – говорит собеседник издания в Смольном. – Вот только КРТИ формирует программу уже на свое усмотрение, а спрашивают за состояние асфальта с КБ». К тому же работы по содержанию дорог и по их текущему ремонту фактически дополняют друг друга и только в комплексе обеспечивают нормальное состояние полотна. Логично было бы закрепить все эти мероприятия за одним ведомством. Таковы аргументы комитета по благоустройству, которые он выдвигал ещё на летних совещаниях в Смольном.
Разговоры о перераспределении ремонтных функций идут практически с 2010 года, когда единый комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был разделен на два ведомства. КРТИ отошли функции по капитальному и текущему ремонту дорог, комитету по благоустройству — содержание и ямочный ремонт. С тех пор время от времени появлялась информация о готовящемся новом слиянии ведомств.
Помимо банкротства подрядчиков существует проблема экспертизы, которая иногда встает на сторону строителей и не признает образование колейности гарантийным случаем. «История про гарантийку – это из прошлых лет, когда с подрядчиками действительно творилась вакханалия, порядка 40 компаний ремонтировали дороги, – объясняет глава КРТИ Сергей Харлашкин. – Сейчас мы нарезаем все большими лотами, и генподрядчики несут ответственность за все. Небольшие предприятия идут на субподряд, так что нам не приходится ловить всякие живопырки и тащить их в суд». Зато иногда приходится тащить в суд тех самых генподрядчиков, как было с ВАД и перекрестками на Невском проспекте.
Судя по доводам КРТИ, историю с Невским там считают отдельным эксцессом. Как указывают в ведомстве, сейчас на четырехлетнем гарантийном сроке находится 911 адресов, или 13,4 млн квадратных метров. К послеремонтной гарантии относятся 690 объектов и 12,2 млн квадратов, проблемными чиновники считают 57, то есть меньше 10%, а уж «банкротных» из них и вовсе 19.
Если у КБ есть вопросы к работе КРТИ с подрядчиками, то и ответные претензии имеются. Сейчас комитет по благоустройству следит за 57,8 млн квадратных метров дорог. Вычитаем отсюда гарантийные 13,4 млн, за которые ведомство отвечает лишь частично, и получаем 44,3 млн квадратов. В ненормативном состоянии находится около половины из этого объема — 21 млн. Согласно бюджету на 2017 год, комитет тратит на содержание дорог порядка 7,1 млрд рублей; под подсчетам КРТИ, это 63,6% от необходимого, на самом деле нужно минимум 11,2 млрд. Львиная доля содержания — это уборка. Непосредственно на ямочный ремонт уходит всего 580 млн. «Именно недофинансирование приводит к увеличению доли дефектных дорог, – говорят в КРТИ. – А это влечет за собой дополнительные расходы на их последующий ремонт и капитальный ремонт, поскольку в рамках содержания не полностью осуществляется, например, устранение колейности, фрезерование, срезка неровностей».
Насчет дефицита средств КБ, понятное дело, не спорит. В 2018 году ведомству нужны 2,5 млрд рублей. 700 млн — на устранение дефектов, на которые не хватило денег в 2017-м, 600 млн — на ремонт, исходя из средних годовых показателей деградации сети. 1,2 млрд планируется направить на то, чтобы обеспечить безопасное движение на участках, до которых так и не добрался КРТИ. В 2016 году ведомство отремонтировало 733 тысячи квадратов, 621 тысяча — проезжая часть, остальное — тротуары.
По мнению Сергея Харлашкина, на данный момент у КБ просто не хватит квалификации, чтобы принять почти 3 млн лишних квадратных метров на ремонт. «У нас дирекция транспортного строительства — это 300 человек, которых мы собирали по всей России, – говорит чиновник. – Они что, и ее заберут? А как мы тогда строить будем? Нет, на данный момент эта идея неактуальна».
Судя по всему, в КБ тоже понимают, что такие объемы им не потянуть. В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» глава комитета Владимир Рублевский подтвердил «гарантийную» коллизию и тот факт, что вопрос перераспределения обсуждался. Однако уточнил, что сейчас его ведомство не претендует на весь текущий ремонт. «По большому счету, если бы нам добавили денег на содержание до нормативной потребности, нас бы это устроило», – рассказал Рублевский. Сейчас КБ составляет ведомость дефектных адресов и отправляет ее в КРТИ; тот на свое усмотрение решает, что из этого будет отремонтировано. В частности, чиновники нередко обходят вниманием трудоемкие улицы с большим количеством люков. По ходу своеобразного «торга» ведомства сошлись на том, что программа будет утверждаться двумя комитетами. «Мы понимаем, что есть бюджет, что все адреса не сделать, – говорит Рублевский. – Но нам-то точно виднее, что необходимо латать в первую очередь. Теперь мы договорились, что программа согласовывается двумя сторонами».
На конец 2016 года в сводной ведомости дефектов КБ было более 500 объектов. В адресной программе КРТИ по текущему ремонту дорог на данный момент 114 участков. Большая часть разделена на три лота, они достались компаниям ВАД, «АБЗ-Дорстрой» и «Орион плюс» (север, юго-восток и юго-запад соответственно). Каждый оценен примерно в миллиард, а в общей сложности это порядка 1,8 млн квадратных метров. В этом году полку подрядчиков прибыло: из бюджета выделили дополнительно полтора миллиарда рублей, так что в различные районы города пришли также «А-Проект», «Ювенал», ЗАО «Трест» и ООО «Лемминкяйнен Строй». Это еще около миллиона квадратов и порядка 1,6 млрд рублей. Примерно полмиллиарда рублей все еще не распределены; именно столько перекинули с капитального ремонта на текущий, конкурсы уже объявлены, по большей части речь идет о ремонте Парашютной улицы и Пулковского шоссе.
Для сравнения: по программе капремонта дорог на 2017 года заложено 2,5 млрд рублей. Однако отнюдь не все эти деньги идут непосредственно на работы по дорожному полотну. 448 млн заложены на объекты, которые тянутся с прошлых лет, такие, как Ярославский проспект, улица Салова и набережная Сестры от Володарского до улицы Борисова. 856 млн — участки улично-дорожной сети, к которым комитет только приступает, львиная доля уходит на Пулковское и Шлиссельбургское шоссе. Все остальное — ремонт трамвайных путей, организация остановок общественного транспорта и проектно-изыскательские работы с расчетом на более поздний период.