Крепкие парни берегут покой патриарха в Петербурге, отстаивают честь митрополита Варсонофия в соцсетях, воюют с рекламой Александринского театра в метрополитене и просят извинений от актеров КВН и журналистов. «Фонтанка» изучила оперившееся крыло ортодоксального православного движения.
У «Сорока Сороков» сейчас 100 активных сторонников в Санкт-Петербурге, местный «филиал» существует с начала года, – заявил московский основатель Андрей Кормухин, с которым «Фонтанка» прогулялась по Невскому проспекту во время крестного хода 12 сентября. Координируют петербургское крыло движения алтарник одного из местных храмов и первый тренер сборной России по MMA.
Движение «Сорок Сороков» (ДСС) существует в России уже больше 4 лет. В Москве его активисты, среди которых до 15% (по признанию Кормухина) настоящие бойцы, – заслуженные мастера спорта и чемпионы Европы и мира, которые охраняют строительство храмов, крестные ходы, службы и подобные мероприятия.
Основатели движения – московский бизнесмен Андрей Кормухин (родственник известной певицы Ольги Кормухиной) и боксер Владимир Носов – участвуют в мероприятиях РПЦ, а на фото фигурируют с патриархом Кириллом и президентом Владимиром Путиным. Сейчас «Сорок Сороков» самая известная процерковная организация в стране.
Деятельность ДСС в Санкт-Петербурге формально началась ещё 12 января, когда была зарегистрирована главная коммуникационная площадка петербургского крыла движения – страница "ВКонтакте". Сейчас там состоит более 600 человек, против 21 тысячи в основном московском сообществе. Администраторам поставлена задача сделать группу «важным событием в общественной жизни города и формировать смыслы в контексте евангельских заповедей и святоотеческих преданий» (цитата).
ДСС в Петербурге тесно сотрудничает с клубом смешанных единоборств «Александр Невский», в группе ВК которого состоит почти 10 тысяч человек. Его члены участвуют в мероприятиях движения в Северной столице, а активисты ДСС ходят на бои с участием воспитанников клуба в одежде с символикой движения. Президент «Александра Невского» Григорий Гайворонский рассказал «Фонтанке», что у его клуба дружественные отношения с движением «Сорок Сороков».
«Лично я к движению никакого отношения не имею. Наш главный тренер просто с ними дружит. Дружественные отношения – никаких юридических. Бывает, что спортсмены посещают мероприятия «Сорока Сороков» по личной инициативе. Вот был крестный ход — наши ребята шли от клуба "Александр Невский". Когда были мощи Николая Чудотворца, наши ребята тоже сотрудничали», – отметил Гайворонский, заявив, что считать клуб базой для создания местных «Сорока Сороков» неправильно.
Родоначальником «Сорока Сороков» в Петербурге сразу несколько опрошенных «Фонтанкой» источников в епархии назвали Сергея Котковского. Но найти какую-то информацию, подтверждающую существование человека с таким именем и фамилией, кроме его страницы "ВКонтакте", не удалось. Зато существует уроженец белорусского Минска с такой же датой рождения, которого зовут Сергей Ненашев. Именно такая фамилия фигурирует на бейдже «Котковского» во время работы в Казанском соборе. При этом на некоторых фото из храма бейдж замазан.
На странице Сергея Котковского в соцсети он предстает в церковном одеянии. По словам Кормухина, он учится в духовной семинарии на 3-м курсе. На фото он фигрурирует в приходе храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще (Парголово). Там «Фонтанке» пояснили, что он служит у них алтарником. Кормухин пояснил, что алтарником может быть любой мирянин.
После звонка в храм Котковский связался с редакцией «Фонтанки» и заявил, что наши вопросы – это вмешательство в личную жизнь, хамство и потребовал от корреспондента и редакции извинений «за беспокойство» батюшки храма в Осиновой Роще.
Второй координатор движения в Петербурге, которого назвал Кормухин, – это Эдуард Широбоков, с 2011 года он работает главным тренером клуба «Александр Невский». Как сообщает сайт клуба, он мастер спорта по кикбоксингу, обладатель черного пояса (третий дан) по карате киокушинкай будокай и KOI, чемпион Брянска по боям без правил. А в прошлом — первый тренер сборной России по ММА.
На родине в Брянской области у Широбокова, согласно банку данных исполнительных производств, числится приличный долг по алиментам. В местном отделе судебных приставов «Фонтанке» пояснили, что сейчас он погашает задолженность, и сумма постепенно уменьшается.
Напомним: в Москве «Сорок Сороков» проводит митинги за «Многодетную Россию», ратуя за увеличение рождаемости в российских семьях, а его основатель Андрей Кормухин рассказал «Фонтанке», что у него самого 9 детей, и он и его сторонники выступают за запрет абортов в России.
Широбоков сообщил «Фонтанке» по поводу участия в «Сорока Сороках», что давно дружит с Владимиром Носовым, основателем движения «Сорок Сороков». И со своими спортсменами регулярно бывает на церковных мероприятиях.
– Я координатор, почему нет. И дальше будут происходить мероприятия, не важно, под эгидой Александро-Невской лавры, Казанского собора или «Сорока Сороков», и я буду в них участвовать и буду подтягивать под них спортсменов. Как есть, так и есть, – рассказал Широбоков. – Ребята мои одевают форму («Сорока Сороков»), а я при параде, при рубашке. Толстовку «Сорока Сороков» я себе не заказывал – все и так знают, что есть Эдуард Широбоков и клуб «Александр Невский». Нет необходимости, мы все равно вместе, как православные ребята.
По словам Кормухина, местные активисты сами вышли на московские «Сорок Сороков» с идеей открытия петербургского крыла.
«В прошлом году мы приняли участие в этом замечательном крестном ходе (по Невскому проспекту), и ребята тогда еще подошли. Мы вступили в переговоры, объяснили им, про что «Сорок Сороков», и постепенно они стали включаться, и было принято решение об открытии», – пояснил московский основатель движения.
При этом Кормухин заявил, что все вступающие в движение люди проходят проверку: в какой храм ходит, часто ли причащается и исповедуется. Судимость не может стать причиной в отказе.
«Конечно, у любого человека бывает прошлое. Прошлое бывает не всегда хорошее. Человек должен быть честен, – заявил он. – Если человек приходит к нам с судимостью, то у нас есть испытательный срок, за который мы к человеку присматриваемся и определяем, может он состоять в движении «Сорок Сороков» или нет. Были случаи, когда мы выгоняли из движения. Люди, бывает, психуют. Люди, если что-то не нравится, начинают осуждать братьев, а у нас, у православных, осуждение не совсем принято».
По его словам, в Петербурге участники «Сорока Сороков» занимаются кормлением бездомных, восстановлением старых разрушенных храмов, пропагандой здорового образа жизни через клуб «Александр Невский» и, в том числе, обеспечением порядка на церковных мероприятиях. По этому направлению ДСС тесно работает с Санкт-Петербургской епархией. Причем, если судить по группе сообщества, с обращениями «оказать помощь в организации охраны порядка» обращается непосредственно отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.
Сотрудничает движение и с другими отделами. Например, в январе, уже через три дня после официального заявления об открытии, руководители местных «Сорока Сороков» встретились с антиабортными движениями в отделе по делам молодежи епархии. В постах в группе представителей епархиального отдела по делам молодежи называют просто – «наши друзья». А главу паломнического отдела епархии Владимира Дервенева в группе зовут «братом» и размещают у себя его посты. Он и сам состоит в сообществе и общается с его участниками с личной страницы в ВК. Впрочем, в подробности взаимоотношений его отдела с активистами он для «Фонтанки» вдаваться отказался.
Православие хуком
В марте петербургское движение на своей странице сообщило о регистрации своей казачьей дружины. По словам Кормухина, это была инициатива петербургского крыла — в Москве «Сорок Сороков» существует как общественная организация, и не более. По законодательству народные дружины после регистрации в региональном реестре могут на законных основаниях участвовать в охране общественного порядка и «оказывать содействие органам внутренних дел, участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений». При этом законодательство прямо не допускает создание народных дружин при политических партиях и религиозных объединениях.
Защиту в ДСС оказывают и оказывали без всякой регистрации и раньше. Как говорится в сообщении группы «Сорок Сороков (Санкт-Петербург)», в середине января к только появившемуся петербургскому крылу ДСС обратился за помощью Наиль Насибулин — житель Петербурга, который инициировал суд над учителем йоги Дмитрием Угаем. Именно его заявление легло в основу обвинения в том, что Угай в нарушение «закона Яровой» вел миссионерскую деятельность и пытался обратить своих слушателей в вайшнавизм. Себя Насибулин называл «простым офисным работником» и «членом Святой Соборной и Апостольской Церкви» и попросил у активистов обеспечить ему защиту от сторонников задержанного учителя.
«На прошлом заседании сектанты и те, кто их поддерживает, собрали у здания суда порядка 100 человек. Безусловно, это является актом морального давления на свидетелей, проходящих по данному делу», – заявили представители сообщества и организовали ему охрану. Впрочем, ненадолго — уже 18 января суд прекратил дело в отношении Угая.
Тогда «Сорок Сороков. Санкт-Петербург» переключилась на Исаакиевский собор. 27 января движение попросило поддержать его в акции на Марсовом поле за передачу храма церкви, активно зазывая сторонников через группу.
«Покажем всем, что Питер – это не аморфное болото с бесхребетным населением, а город, где защищается Церковь и где граждане не боятся отстаивать свою гражданскую позицию», – так мотивировали сторонников на акцию.
После инцидента 28 января, когда пришедшая в храм с Марсова поля группа из 30 активистов, противников передачи Исаакия, подняли вверх листки бумаги с надписью «Музей – городу!», движение предложило обеспечить профессиональную охрану Исаакиевскому собору по аналогии с Казанским, где у движения были организованы дежурства по благословению отца-настоятеля.
«Подобный инцидент вряд ли был бы возможен, скажем, в Казанском соборе. Аналогичные выходки жестко пресекаются. Питерские храмофобы уже прекрасно знают, что в Казанском с ними церемониться не будут. Как правило, подобных «героев» оперативно выводят на улицу и при сопротивлении жестко отрабатывают. Выведя на улицу, горе-хулиганов кладут лицом на землю и после воспитательных бесед одевают наручники. Сурово?.. Не думаем», – рассказывают петербургские активисты у себя в группе.
В июле в Петербург прибыли мощи святителя Николая Чудотворца. Перед этим на совещании в епархиальном управлении активисты петербургского крыла «Сорок Сороков» были назначены координаторами волонтеров, которые работали на обслуживании потоков верующих к реликвии. Активисты движения обеспечивали порядок на праздничной службе патриарха Кирилла 18 августа, во время его визита в Константино-Еленовский монастырь.
В августе информационный ресурс «Сорока Сороков» провел активную работу по оповещению храмов и приходов Петербурга о молитвенном стоянии в Крестовоздвиженском казачьем соборе. «Расчитываем увидеть большое количество людей, пришедших помолиться святым Царским страстотерпцам и высказать свою позицию по поводу аморального и лживого псевдофильма», – говорится в сообщении петербургского крыла движения, которое заканчивается хэштегом #ОстановимМатильдуПетербург.
А в сентябре, как следует из сообщения на официальной странице движения, по благословению митрополита Варсонофия «Сорок Сороков» стали соорганизатором крестного хода в честь святого благоверного князя Александра Невского, который прошёл 12 сентября. Интересно, знали об этом горожане, пришедшие туда?
Православие иском
Участники местного ДСС заявили о том, что будут отстаивать интересы церкви ещё и в суде. Тем, кто не подчиняется требованиям активистов, грозят возбуждением уголовных дел об оскорблении чувств верующих.
Как говорится в сообщении сообщества, создать юридическое крыло в Северной столице их заставил конфликт во время передачи Исаакиевского собора. Якобы тогда в отношении РПЦ «начались серьезные выпады либерально настроенной части общества», и «только что образовавшееся петербургское крыло "Сорок Сороков" незамедлительно выступило в защиту Церкви».
«Возникшая полемика ни к чему не привела, и в ответ на оскорбления священников и Церкви (которые просто физически не могут сами себя защищать) представители «Сорок Сороков/Петербург» предложили либеральной стороне встретиться и по-мужски выяснить отношения. Однако сторона либералов от «мужской» встречи (по понятным причинам) отказалась. Таким образом, конфликт зашёл в тупик», – отметили в организации.
«Однако наши Сестры, также уставшие от антицерковных выступлений храмофобов, пришли к нам на помощь. У наших Сестер своё видение проблемы и свои методы...Отныне все действия отдельных лиц, организаций или же объединений, деятельность которых провоцирует в обществе возникновение чувств немотивированой ненависти и необоснованной неприязни к Русской Православной Церкви, будут находиться под пристальным вниманием Движения "Сорок Сороков"», – заявляют в организации. И обещают, что особо присмотрят за «абсолютно всеми антиправославными деструктивными силами города» – журналистами,теле- и радиоведущими, актерами, руководителями общественных движений и организаций.
Первой «жертвой» юридического крыла ДСС в Петербурге неожиданно стал популярный участник КВН и продюсер Евгений Сморигин, который сейчас живет и работает в Киеве. Он имел неосторожность сняться в ролике в духе Comedy Club, где, по мнению активистов движения, «высмеивали и издевались над священническим саном, выставляли священников как алчных и лживых людей, любящих ездить в Монако и играющих в казино…». Спустя два года после съемки сюжет обнаружили в соцсетях и на YouTube.
«В кратчайшие сроки была приостановлена демонстрация видеоролика, а админам групп и сети "ВКонтакте" от лица участников движения были сделаны официальные предупреждения. Также, довольно оперативно, на территории Украины был разыскан и актёр, снимавшийся в данном видеоролике», – говорится в сообщении группы движения.
После этого юридический отдел ДСС выдвинул ультиматум Евгению Сморигину: либо актер публично просит прощения за участие в антицерковном видеоролике, либо «материалы по данному «вопиющему инциденту передаются для последующего возбуждения уголовного дела по статям 282 и 148 Уголовного кодекса Российской Федерации».
После этого на странице сообщества появилось извинение якобы от имени актера:
«Я приглашённый актёр, который снимался в роликах этого скетчшоу. Как мне пояснили авторы этого ролика, тогда в одном из городов Украины произошёл резонансный случай. При чём тут актёр? Если я в России сыграю Наполеона, то во Франции не могут подать в суд на актера, – заявил Сморгин. – Если вам показалось, что я как-то лично оскорбил вас и верующих, простите меня, ради Бога. Я грешен, как и все мы. Прошу молитв за мою грешную душу».
Также от петербургских активистов досталось популярному ВК-сообществу «КБ», у которого около 1 млн подписчиков. Они обнаружили, по их мнению, пошлый пост «с клеветнической информацией» в отношении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсанофия». Сообщение удалила администрация паблика после недвусмысленного обращения от «сороковцев». Его текст был выложен в сообществе, и по нему можно судить, какие сообщения получают и другие «противники» ДСС:
«Обращаем Ваше внимание, что за клевету в отношении Церкви и духовенства (которое влечет за собою разжигание вражды в обществе) движение "Сорок Сороков" (в числе более 18 тыс. человек) вынуждено будет прибегнуть к услугам юридического отдела организации, названной выше, если вы не удалите фото и демотиваторы. Заявление в суд и прокуратуру будет подано по статье 282 УК. Чтобы этого избежать, просим удалить соответствующие фото. Спасибо за понимание! Опыт успешного разрешения дел у нас имеется. Если интересно, можем дать ознакомиться. Хорошего вам дня».
Следом ДСС обратило внимание на рекламу Александринского театра в Петербургском метрополитене. На станции метро "Гостинный двор" был размещен двухметровый стенд с афишей спектакля «Мамаша Кураж и её дети» Теодора Терзопулоса по одноименной пьесе Бертольта Брехта. На плакате был размещен перевернутый крест. Рекламу везде убрали за сутки – после обращения организации.
Организация на своей странице пишет: «...теперь отделу рекламы питерского метрополитена придется постоянно уточнять, не присутствует ли в афише очередного заказчика какая-либо антихристианская тематика. А как Вы хотели? Одним словом – привет от "Сорок Сороков"».
Лучше, чем НОД
«Сорок Сороков» могут участвовать во всех службах. Они граждане нашей страны», – объяснил «Фонтанке» позицию Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин. – Никаких претензий к ним нет. Я считаю, что это достаточно позитивное молодежное движение, в отличие, например, от таких общественных движений, как НОД, либо какие-то "Добровольцы Донбасса».
«Есть понятие добровольческого движения в Санкт-Петербурге. Они привлекаются на случай каких-то больших общественных событий. Если руководство, предположим, Казанского собора, отец настоятель или люди, которые отвечают за охрану, кого-то пригласили на момент важных общественных служб для обеспечения порядка, то это чисто исполнение обязанностей... как дружинников. Если кого-то они и привлекали, «Сороков Сороков» или других, это не про движение, это просто про людей. Как добровольная народная дружина», – добавил Пелин.
Ничего предосудительного в службе алтарником у основателя движения он также не увидел. Хотя и не знал этого момента из жизни Сергея Котковского, с которым, кстати, он общается.
«А что такого? У нас многие люди могут быть алтарниками. Он может быть алтарником на общественных началах, можно получать за это какое-то вознаграждение. Я не очень понимаю, я с Сергеем на эту тему не говорил. Я думаю, что он где-то работает еще дополнительно, а не только в храме. (Алтарник) это ведь какие-то совсем небольшие деньги, на это не проживешь. Не сможешь содержать себя и своих детей», – отметил Александр Пелин.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»