«Лаборатория Касперского», по мнению экспертов, стала заложником отношений между Россией и США. Тем не менее глава компании намерен лично ехать спасать свой бизнес в Америке.
Белый дом исключил «Лабораторию Касперского» из списка поставщиков программного обеспечения, продукция которых одобрена для использования госструктурами в США. Дело в том, что власти США «уличили» Касперского в связях с российской разведкой. Правда, с основателем компании в Америке пока разговаривают. На 27 сентября его пригласили в конгресс США для дачи показаний. Сегодня Евгений Касперский сообщил, что готов приехать и объясниться, но ему нужна срочная виза.
«Фонтанка» попыталась понять, насколько бизнес крупнейшего российского антивирусника зависит от заказов из США и как оценивают эксперты рынка IT шансы Касперского «разрулить» все вопросы, поехав в Америку лично.
"Не виноватая я"
«Лаборатория Касперского» не имеет политических связей ни с одним государством мира, мы крайне разочарованы данным решением Министерства внутренней безопасности США, – рассказали «Фонтанке» в антивирусной компании об отказе американских госорганов от её продуктов. – Не было предоставлено никаких доказательств, и все обвинения основываются на ложных утверждениях и некорректных выводах, включая претензии к законодательному регулированию России, которое якобы может влиять на компанию».
Дополнительно отметили, что упоминаемые в директиве от США законы и нормативные акты регулируют деятельность телекоммуникационных компаний и интернет-провайдеров. А деятельность организации, разрабатывающей продукты в сфере информационной безопасности, не регулируется этими законами в рамках российской системы технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), так как компания не предоставляет услуги связи.
«Вся информация, которая поступает от клиентов, включая трафик, полностью защищена в соответствии с законодательством и самыми строгими отраслевыми стандартами, в том числе с помощью шифрования, цифровых сертификатов и т.д.», – отметили в «Лаборатории Касперского» в ответ на намеки о связях с органами госбезопасности.
Only business
У компании по всему миру насчитывается более 400 млн пользователей в 200 странах. Офисы открыты в 37 странах в Северной и Южной Америке, Африке, Европе, Азии и Австралии. То есть на всех материках, кроме Антарктиды.
По итогам 2016 года консолидированная неаудированная выручка составила $644 млн. Активнее всего в ее структуре рос сегмент крупного бизнеса (25%) и общекорпоративный (12%). Самый крупный рынок для компании – Европа, без учета России. В структуре выручки он равен 36,5%. США – на втором месте (24,3%). У России с СНГ 13,3%, у Латинской Америки – 7,1% и т.д.
В течение того, как развивается конфликт с руководством США, сначала в СМИ прошла информация о том, что российский производитель антивирусных продуктов закрывает там свое подразделение, сотрудничающее с правительственными структурами. А позже «Лаборатория» заявила журналистам о планах, наоборот, открыть в 2018 году три новых офиса в Северной Америке: Лос-Анджелесе, Чикаго и Торонто.
Смелый Касперский
Решение Евгения Касперского ехать в США и разбираться на месте в России хвалят.
«Боец, – сказал «Фонтанке» советник Владимира Путина по интернету Герман Клименко. – Я с безмерным уважением отношусь к Евгению и его позиции и к тому, как он все это время развивал бизнес. И конечно же, он его будет защищать и бороться».
Решение ехать – «правильный мужской поступок», уверен и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. «Его не обвиняют. Есть подозрения. Подозрения надо развеять. На его месте я бы поступил точно так же. При позитивном раскладе ему удастся развеять все эти мифы о нехороших деяниях продукта», – считает государственный защитник цифровых прав граждан.
Однако другие эксперты не считают, что это реально, и дают свои ответы о целях визита Касперского в США.
«Не надо заблуждаться, что Касперский в сенате США сможет оправдать себя и компанию. Он нужен для медийной картинки, и только. Пропаганда», – категоричен в своём твиттере ведущий аналитик Mobile Research group Эльдар Муртазин.
«Я сильно сомневаюсь, что в нынешней американской внутриполитической ситуации у Касперского есть шансы отстоять свое место на американском рынке и быстро туда вернуться, – говорит IT-обозреватель «Эха Москвы» Александр Плющев и намекает на конечного адресата жеста Касперского. – Но нужно использовать любой шанс, тем более что выступление в Конгрессе – это демонстрация своей открытости другим рынкам, чтобы предупредить там возникновение похожих проблем».
В память об Америке
Комментируя «контры» с США, в «Лаборатории Касперского» уточнили, что решение об удалении ПО относится только к госорганам и их поставщикам, а частный бизнес не затрагивает. Меж тем не стали отвечать на вопрос, какую долю в структуре выручки компании в США занимает сектор B2G (продукты для государства), насколько он значим, если она его потеряет. Назвать имена крупных клиентов в США в компании также отказались. Однако помимо непосредственно клиентов у «российского антивирусника» в США есть стратегические партнеры. Судя по данным сайта компании, это Microsoft, IBM, Intel и другие – в 2017 году 80% продаж шло именно через «партнеров с высоким статусом».
«Евгений Касперский построил российскую компанию, услугами которой пользуется достаточно большое количество американских компаний, включая и государственные органы», – отмечает владелец OMMG Technology Сергей Кравцов.
Сергей Кравцов считает, что, учитывая достаточно напряженные отношения российского государства и Америки, вероятным исходом всей истории может стать запрет на использование программного обеспечения «Лаборатории Касперского» на территории Америки как госорганами, так и коммерческими компаниями (B2B).
Герман Клименко меж тем не исключает, что бизнес для частных лиц Касперскому, скорее всего, удастся спасти. Тем не менее советник президента РФ по интернету уверен, что государственное потребление всегда и везде является индикатором для частного сектора. Так что риски потерь рынка в секторе B2B и B2C (частные клиенты) все же есть.
Сергей Кравцов «вбивает гвоздь в крышку гроба», напоминая, что ровно то же самое происходит и в России, где вводится ограничение на использование ряда иностранных вендоров для госструктур. «Вопросы национальной безопасности никто не отменял. Министерство связи РФ может, например, пригласить директоров Facebook и Whatsapp, чтобы объяснить «русским языком правила, по которым они будут работать на территории чужой страны», – отмечает Кравцов.
«Бизнес Евгения (Касперского. – Прим. ред.), безусловно, заложник отношений между Россией и США», – подытожил Герман Клименко.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»