Минфин предложил заплатить за дороги в Крыму и Калининграде всем россиянам. Чтобы в «благотворительной программе» мог поучаствовать каждый, поднимут акцизы на бензин, благодаря чему дороже 40 рублей за литр будут разливать не только АИ-95, но и 92-й.
Новый 2018 год россияне, по прогнозам Минфина, встретят с подорожавшим почти на три рубля топливом. Часть суммы – это чисто рыночные механизмы, цены давно не росли, а часть — принятая программа повышения акцизов. Эксперты «Фонтанки» рассказали, почему эта мера в итоге навредит не только потребителям, но и нефтяным компаниям. И спрогнозировали, когда ждать бензина по 43 – 45 за литр.
18 сентября правительство приняло предложение Минфина о повышении акцизов на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году, об этом заявил журналистам глава ведомства Антон Силуанов. Деньги должны пойти на завершение 280-километровой трассы «Таврида» в Крыму, которая свяжет Симферополь и Севастополь с Керченским мостом, и «Приморское кольцо» в Калининградской области, которая сведет Калининград с курортными городами региона и аэропортом. Проигнорировать мегапроекты чиновники не могли — закончить их поручил лично президент. Суммарная стоимость дорог превышает 280 млрд рублей. Из которых 60 млрд получится наскрести, повысив акцизы.
– Повышение акцизов планируется произвести в два этапа: на 50 копеек за литр с 1 января и еще на 50 копеек за литр с 1 июля, – сообщил «Фонтанке» аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. – Так что формально это повышение мы должны увидеть лишь в следующем году. Но по факту же многие производители и реализаторы топлива начинают заранее поднимать цены, закладывая резерв под возможное снижение прибылей, когда акциз будет де-факто введен.
Немаловажен и сезонный фактор в кривой роста ценника на топливо. Если в начале лета цены довольно активно росли, то в течение последующих трех месяцев они менялись крайне незначительно.
– Осенью же традиционно цены догоняют застой летнего периода. Но все же мы не стали бы разделять опасения многих экспертов, что вероятность роста средней стоимости бензина на 2,80 рубля и преодоления психологической планки в 40 рублей за литр уже до конца года весьма высока, – добавил Корнев.
По его словам, рекордно низкие темпы инфляции во втором квартале и хорошие данные по росту ВВП за первое полугодие не дают оснований для крайне пессимистических прогнозов, и наиболее вероятно повышение цен до начала 2018 года примерно на 1,3 – 1,8 рубля.
С ним согласен и старший аналитик «БКС Глобал Маркетс» Кирилл Таченников, который прогнозирует, что основной рост придётся на 2018 год.
– До конца года мы ожидаем роста цен на бензин в пределах 5% на фоне увеличения акцизов и роста рублевой цены нефти. В 2018 году определять будут эти же факторы; при нашем прогнозе рост цен на топливо в будущем году может составить до 8%, – отметил он.
Таким образом, если верить аналитикам, то АИ-92 уже к концу 2017 года подорожает в среднем до 39 рублей, а АИ-95 до 42 рублей. Увеличение акциза доведет стоимость до 40 и 43 рублей уже к июню. А к концу 2018 года цены могут достигнуть и вовсе 43 рублей за 92-й бензин и 46,5 рублей за 95-й.
В то же время эксперты отмечают, что финальная цифра в 2018 году будет зависеть от стоимости нефти, погоды в США и выборов президента России, и предсказать влияние совокупности этих разноплановых факторов на цену топлива практически невозможно.
– Во-первых, главное – это, конечно, мировые цены на нефть. Как показывают данные последних месяцев, даже в относительно спокойной обстановке они способны на довольно сильные и мало прогнозируемые движения. Во-вторых, никто не отменял воздействия внешних сил, таких, например, как ураган, существенно снизивший объемы добычи и нефтепереработки нефти в США в конце лета и начале осени; геополитические риски, опасность введения новой волны санкций и т.д. В-третьих, в следующем году выборы, после которых весьма возможен пересмотр некоторых параметров бюджета и перенаправления денежных потоков в экономике, – отметил Корнев.
Эксперты отметили, что ожидаемо в краткосрочной перспективе рост цен на топливо приведет к ускорению темпов инфляции и подорожанию практически любых видов продукции и услуг – от еды и до ЖКХ. Так как логистическая, в том числе и транспортная, составляющая неизбежно присутствует в операционных расходах практически любого производителя. А она, в свою очередь, зависит от цен на топливо.
Но даже если бензин дойдет до 50 рублей за литр, по мнению аналитиков, это не приведет к отказу от личных автомобилей.
– Как показывает опыт, население массово ни при каких ценах на бензин не отказывается от пользования собственным автомобилем, – считает Корнев. – Единственное, что наблюдается, и не только в нашей стране, но и в других, оказывавшихся в ситуации существенного роста цен на топливо государствах, это ограничение пользования автомобилем до разумных пределов и смещение покупательского спроса в сторону более экономичных автомобилей.
Последнее, впрочем, касается не самых обеспеченных слоев населения. Зажиточная часть граждан мало внимания не обращает не только на рост цен на бензин, но и на удорожание всего остального – от продуктов питания и до автомобилей премиум-класса.
В то же время, по словам Таченникова, дополнительные акцизы негативны как для розничных покупателей, так и для нефтяных компаний, в особенности для «Лукойла», «Газпром нефти» и «Татнефти», которые, по его мнению, не смогут быстро переложить нагрузку по акцизам на потребителей (ограничения есть в законодательстве), что приведет к дальнейшему сокращению маржи переработки.
Розничные каналы сбыта топлива и производство бензина уже несколько лет менее прибыльны, чем бункеровка, заправка в аэропортах и выпуск битума или смазочных масел. Таким образом, дополнительное уменьшение маржинальности теоретически может привести к сокращению числа автозаправок и участников этого рынка.
В «Роснефти», «Лукойле», «Татнефти» и «Газпром нефти» на запрос «Фонтанки» по поводу такого рода ущерба от увеличения акцизов не ответили.