С нового, 2018 года жители России столкнутся с увеличением стоимости литра топлива почти на три рубля. Часть инфляции – реакция рынка на отсутствие роста цен летом. Однако отчасти подорожание станет следствием программы повышения акцизов. 95-й в таком случае устремится к 50 рублям.
Предложение Министерства финансов увеличить акциз на топливо сразу на рубль в 2018 году уже принято правительством России. Вырученные таким образом деньги, почти 60 миллиардов рублей, должны пойти на строительство дорог – в Крыму и Калининградской области. Завершить мегастройки поручил сам президент, стоимость возведения трасс – больше 280 миллиардов рублей, а денег, как известно, нет.
Эксперты уверены: цены на бензин начнут поднимать еще до того, как вырастут акцизы. Свою роль сыграет и сезон: летом стоимость топлива почти не росла, компании попросту попытаются отыграться. В результате к концу 2017-го планка в 40 рублей за литр может быть преодолена.
«До конца года мы ожидаем роста цен на бензин в пределах 5% на фоне увеличения акцизов и роста рублевой цены нефти. В 2018 году определять будут эти же факторы; при нашем прогнозе рост цен на топливо в будущем году может составить до 8%», – говорит старший аналитик «БКС Глобал Маркетс» Кирилл Таченников.
Для автомобилистов как конечных потребителей это означает, что зимой 2017 года цена АИ-92 может достигнуть 39 рублей, АИ-95 – 42 рублей. Через год 43 рублей за 92-й бензин и 46,5 рублей за 95-й.
Правда, прогнозы даются с оговоркой: в любом случае конечная цифра на ценнике заправок будет зависеть от цены нефти, США, выборов президента нашей страны. И добавляют: в ближайшем будущем рост стоимости топлива подстегнет инфляцию. Подорожает, скорее всего, все – от еды до жилищных услуг.
«Как показывает опыт, население массово ни при каких ценах на бензин не отказывается от пользования собственным автомобилем, – считает аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев. – Единственное, что наблюдается, и не только в нашей стране, но и в других, оказывавшихся в ситуации существенного роста цен на топливо государствах, это ограничение пользования автомобилем до разумных пределов и смещение покупательского спроса в сторону более экономичных автомобилей».
Кстати, по мнению экспертов, негативно рост акцизов скажется и на нефтяных компаниях: переложить нагрузку на плечи потребителей получится не сразу. Однако пока что представители бизнеса молчат.
Подробности читайте в материале «Фонтанки».