Автомобилистов подвинуть на второе место и отдать город пешеходам – такова идея Смольного на ближайшие пять лет. В программу должны войти несколько десятков адресов. Естественно, в центре Петербурга.
Комитет по градостроительству и архитектуре разработал концепцию развития пешеходных пространств до 2022 года. О том, как она разрабатывалась, рассказала зампред КГА Лариса Канунникова:
«Главным ориентиром было сохранение самоидентичности. Индивидуальности города и каждого конкретного места. Петербург – город особый, у него свой стиль жизни, да еще и у каждого из районов не такой, как у соседа».
Идеи чиновники черпали у различных комитетов и ведомтсв. У КРТИ брали информацию по велодорожкам, схемы прогулок – у комитета по туризму, добавили туда исторические данные по районам. Кстати, говорят, не забыли спросить у жителей, чего они хотят. В Смольном отмечают, что в Центральном районе сразу удалось достичь консенсуса с пожеланиями обитателей – они попросту совпали. А вот в Адмиралтейском люди хотят больше пешеходных и рекреационных зон, а чиновники стремятся в первую очередь привести в порядок дворы.
Итак, для автомобилистов такие идеи означают, пожалуй, довольно серьезные изменения.
Адмиралтейский район
Чиновники говорят, что приоритетом была и остается Новая Голландия. Именно вокруг нее будут развиваться пешеходные пространства. В конце концов остров должен быть связан едиными маршрутами с Исаакиевской площадью и Конногвардейским бульваром.
Петроградский район
Жители Петроградского района хотят, чтобы в их среде обитания было больше зелени. Изыскания КГА показали, что в ряде адресов «совершенно точно нужны новые рекреационные зоны». Речь идет о Большом проспекте, Александровском парке и набережной реки Карповки.
С Карповкой пока проще всего: там пока речь идет об обустройстве перекрытого заборами пространства. Того самого, где раньше стояли катера яхт-клуба «Петроградец». «Соцопросы показали определенное желание сделать тут пешеходное пространство. Это не значит, что движение перекроют, — подчеркну, не пешеходную зону, а пешеходное пространство. Будет и проезд, и нетиповые игровые площадки, и веломаршруты», – говорит Лариса Канунникова.
Большой проспект Петроградской стороны ждут куда более серьезные перемены. Там главную роль после реконструкции отдадут пешеходам. Магистраль, как один из главных туристических маршрутов Петербурга, получит более широкие тротуары. Заодно предполагается обновить фасады и освещение. Соответственно, автомобилистам придется еще чуть-чуть потесниться.
Убрать автомобили из Александровского парка попросило «подавляющее большинство опрошенных жителей». Зато там сейчас предлагают сделать подземный паркинг. Это, по крайней мере, предусматривает победивший проект реконструкции. В ближайшее время его рассмотрит Совет по культурному наследию.
«Если говорить о Кронверкском проспекте, то здесь студенты ИТМО делали большой соцопрос, молодые люди ходили с обследованиями, считали, где и сколько ходит людей в выходные и будни, и в результате сделали вывод, что не хватает ширины тротуаров. И что открытые дворы, выходящие на проспект, надо сделать частью общей картины, продолжением зеленого курдонера. В газпромовской программе реконструкции Кронверкской набережной тот же принцип — пешеход на первом месте, водитель на втором», – продолжает Лариса Канунникова.
Центральный район
После реконструкции 1-я Советская улица (это тоже проект «Газпрома») полностью станет пешеходной. Будет окончательно реконструирована Большая Морская улица у Главного штаба. Причем на магистрали появится линия деревьев, а также гранитное мощение. Зато жители и гости Петербурга впервые смогут воочию увидеть историю мощения: на Большой Морской выложат все варианты квадратов – от деревянного до гранитного. Сейчас участок улицы передают в ведение Эрмитажа, так что в будущем там будут проходить выставки под открытым небом.
Затронут изменения и Васильевский остров. О том, как будет выглядеть пешеходный Петербург, читайте в материале «Фонтанки».