Лидер организации «Христианское государство», не запрещённой в РФ, задержан с листовками «За Матильду гореть». Означает ли это, что теперь нельзя и в Навального зелёнкой плеснуть?
Александр Калинин, лидер организации «Христианское государство – святая Русь», задержан 20 сентября в городе Грязи Липецкой области. Вместе с ним повязали двоих его единомышленников. У Калинина полиция нашла листовки «За Матильду гореть». Точно такие же 11 сентября валялись рядом с машинами, сгоревшими возле московского офиса адвоката Константина Добрынина. А он защищает режиссёра фильма «Матильда» Алексея Учителя. Это первый в новейшей истории случай, когда государство демонстрирует намерение помешать оскорблённым православным бороться за веру методами, описанными в Уголовном кодексе.
Напомним, что в начале 2017 года депутат Госдумы Наталья Поклонская начала борьбу с фильмом «Матильда» режиссёра Алексея Учителя. О чём кино – даже напоминать не будем: никто кино не смотрел, но мало-мальски читающая и смотрящая телевизор публика всё о нём знает. Поклонская, если кто запамятовал, оскорблена сразу в двух чувствах: в чувстве верующей, потому что Николай Второй причислен к святым великомученикам, и в чувстве непосредственно к Николаю, потому что в кино он имеет интимную связь с балериной. Сила убеждения экс-прокурора Крыма такова, что вместе с нею оскорбилась масса верующих, которые, как и она, фильма не видели. В числе оскорблённых – Калинин и его товарищи из «Христианского государства» и подобных организаций. Они грозили поджигать кинотеатры, рискнувшие продать билеты на «Матильду». И 4 сентября в Екатеринбурге антифанат фильма таки въехал в кинотеатр на горящем уазике. А через неделю сгорели два автомобиля возле офиса адвоката Константина Добрынина, на месте происшествия валялись листовки «за Матильду гореть». Волну «телефонного терроризма», которую так и не удаётся остановить, тоже многие связывают с «Матильдой» и её оскорблёнными противниками.
Прежде чем достичь кульминации, кампания, инициированная Поклонской, длилась восемь месяцев. И казалось, что государство не думает реагировать. И вот оно это сделало: Калинин задержан, вместе с ним – двое предполагаемых подельников. Им вменяется статья Уголовного кодекса об умышленном уничтожении чужого имущества.
– Конфликт уже перешёл на качественно новый уровень, – объясняет реакцию государства адвокат Константин Добрынин. – Если раньше это был какой-то культурологический спор, то теперь можно говорить уже об уголовно наказуемых деяниях. И противостояние уже можно назвать политическим: происходит раскол элит вокруг этого фильма. Огромное количество политиков уже осуждают происходящее – эту травлю Алексея Учителя и связанные с нею действия.
С просьбой принять меры против организации «Христианское государство» и ещё одной похожей, «Сорок сороков», в правоохранительные органы обратились депутаты Госдумы, заметим – товарищи Поклонской по партии, Ирина Роднина и Оксана Пушкина. Беспокойство выразил и сенатор Клишас. Автор, напомним, массы законодательных инициатив, в частности – об оскорблении гимна. Он написал в прокуратуру. Присоединился к единороссам и либеральный демократ Ярослав Нилов.
– Общественные организации имеют право быть и высказывать любую точку зрения, – объяснил Нилов «Фонтанке» занятую вдруг позицию. – Я всегда был против любых правонарушений. Тем более – когда преступления совершают, прикрываясь верой. Такие вещи, которые неоднозначно воспринимаются в обществе, тем более – нарушают законодательство, наносят репутационный ущерб как православной вере, так и Русской православной церкви. Для этого есть правоохранительные органы, и никто не имеет права заниматься самосудом. Никто православных активистов такими полномочиями не наделял.
Депутат Нилов, заметим, был одним из инициаторов и горячих сторонников поправок о защите чувств верующих. Впрочем, противников среди его коллег прежде почти и не было. Теперь он говорит, что происходящее ужасно опасно, потому что «пробуждает те структуры, общественные или религиозные, которые полагают, что можно нарушать закон, прикрываясь или объясняя это религиозным оскорблением». И добавляет, что вообще всегда так думал. А фильм «Матильда», по его словам, для верующих с точки зрения юридической совсем не оскорбителен. Потому что «нет никакого факта публичности, нет неприличной формы, нет умысла оскорбить».
Адвокат Добрынин убеждён, что такие разительные перемены в наших законотворцах случились именно из-за того, что на их глазах конфликт из-за предполагаемого оскорбления верующих «трансформировался чудовищно».
– Начиналось с дурного анекдота, с неквалифицированных действий депутата Поклонской, а переросло в публичные угрозы и теракты, – объясняет он. – Такого в России пока ещё не было.
На самом деле, конечно, было. И далеко ходить за примерами не надо. Три недели назад под Москвой сгорел автомобиль корреспондента «Эха Москвы» и «Новой газеты» Юлии Латыниной. За месяц до этого машину и дачу неизвестные облили зловонной жидкостью. По этому поводу никто не задержан, ищут ли злоумышленников – неизвестно. В апреле химический ожог глаза получил Алексей Навальный, ему в лицо плеснули зелёнкой, в которую было что-то добавлено для усиления жгучести, оппозиционер говорил о потере 80 процентов зрения. Здесь уже не скажешь, что это сделали неизвестные, потому что их сняла видеокамера. В кадр попали активисты радикального движения SERB Алексей Кулаков и Александр Петрунько. Им за это ничего не было. В 2016 году «Фонтанка» писала о нападениях на активистов оппозиции, связывая происшествия со структурами Евгения Пригожина. В той серии, кстати, тоже был поджог автомобиля. Но неприятностей, связанных с Уголовным кодексом, это «кремлёвскому повару» не принесло. Можно ещё долго вспоминать погромы на выставках и в театрах, где что-то не понравилось сильно православным и оскорблённым гражданам. Однако трудно вспомнить приговоры судов по уголовным делам об этом.
Но «Матильду» Учитель снимал при поддержке государственного Фонда кино. Субсидии от государства составили треть стоимости картины. Иначе говоря, сценарий получил высочайшую поддержку. На днях издание The Insider опубликовало рассказ одного из сопродюсеров картины о том, что в финансировании якобы принимали участие Управделами президента и Газпромбанк, и с этим была связана схема, обогатившая чиновников. Кроме того, известно, что Алексей Учитель подписал письмо в поддержку присоединения Крыма. Иначе говоря, противники фильма покусились, можно сказать, на основы. На то, что государством одобрено и поддержано. Однако с этим, считает адвокат Добрынин, нынешняя реакция на действия радикалов не связана.
– Конечно, можно говорить, что государство, наконец, очнулось, – добавляет он. – Мы столько месяцев кричали, просили обратить внимание на то, что произойдёт, и вот оно посмотрело. Почесало голову и отреагировало. Но с личностью Алексея Учителя это не связано.
Просто теперь, полагает Константин Добрынин, количество перешло в качество.
– Конфликт вокруг «Матильды» стал водоразделом между государством как территорией права и попытками навязать ему статус «территории понятий», – объясняет адвокат. – И впервые дело дошло до того, что во имя идей начинают жечь машины, кинотеатры, студии.
Профессор МГИМО Валерий Соловей считает, что никакого раскола элит нет.
– Есть люди, помогавшие Поклонской, поставившие её «на крыло» и через неё когда-то помогавшие таким политическим хулиганам, – объясняет политолог. – Но они сами не ожидали таких последствий и теперь обескуражены.
Конечно, могли бы среагировать и пораньше. Но никто, продолжает Валерий Соловей, не ожидал, что дойдёт до такого уровня.
– Вы создаёте угрозу, полагая, что жупел помогает вам, скажем, справиться с оппозицией, влиять на не в меру либеральную интеллигенцию, – объясняет он. – И вдруг выясняется, что жупел начал жить собственной жизнью.
Профессор Европейского университета, политолог Григорий Голосов считает, что государство реагирует теперь потому, что «не хочет нести ответственность за действия этих православных активистов».
– Нынешние действия власти я рассматриваю как совершенно логичные, – замечает политолог. – Любая организованная активность, которая не инициируется властями непосредственно, преследуется. В данном случае, очевидно, непосредственной санкции не было. Ну а если православные активисты считали, что власть их поддержит, так это их проблема. Власть не поддерживает тех, кто действует по собственному почину, даже если эти люди сами считают, что действуют в государственных интересах.
Реакцию власти, по словам Валерия Соловья, подстегнул общественный резонанс вокруг «Матильды».
– Они начали реагировать из-за поднявшейся общественной волны, – продолжает Валерий Соловей. – Из-за полного впечатления, что власть этому покровительствует. И ещё хуже – что она в этом заинтересована. Теперь власть показала, что она не заинтересована и не покровительствует. И я вам точно могу сказать: всем высоковластным людям, хотя бы косвенно имевшим к этому отношение, строго-настрого приказано, чтобы никакой поддержки фундаменталистским организациям не оказывали. На фоне телефонного терроризма, который никак не удаётся остановить, власти надо продемонстрировать, что она хоть как-то эффективна. И остановить это уличное политическое хулиганство.
Самое интересное, как это станет развиваться дальше. Можно ли будет теперь, к примеру, безнаказанно плеснуть зелёной в Навального, разбить «оскорбительный» экспонат на выставке, устроить дебош в кинотеатре? Адвокат Добрынин полон оптимизма. Он считает, что государство поняло, к чему ведёт утрата монополии на насилие, оно и дальше станет такие случаи пресекать.
– Это станет трендом, – уверен Константин Добрынин.
Григорий Голосов с этим не согласен: как и нынче, всё будет зависеть от общественного резонанса.
– Если что-то ещё вызовет большой шум, то власть снова придёт к выводу, что это не в её интересах, – объясняет он. – Потому что может привести к какой-то организованной активности, которая выйдет из-под контроля. А это для российских властей очень важно: они стремятся не допускать неконтролируемой активности даже со стороны лояльных сил.
Валерий Соловей тоже не разделяет оптимизма по поводу реакции власти на будущие акции оскорблённых православных и иже с ними. Но пока разберутся с теми, кто под рукой. Кто поближе.
– Я не уверен, что так будет дальше происходить со всеми эпизодами, – говорит он. – Есть некоторые инициаторы, которых не удастся урезонить. А пожертвуют теми, кого не жалко. По-другому эту историю можно назвать: «Горькая участь патриотов России».
Добавим, что после задержания Александра Калинина и его предполагаемых подельников депутат Поклонская поспешила объявить, что как раз она-то и инициировала реакцию на противоправные действия: якобы полиция реагировала на её, Поклонской, запрос. Пресс-служба МВД сообщает, что задержание Калинина и его единомышленников было результатом следственных действий, которые начались сразу после поджога машин у офиса Константина Добрынина. Тогда же было возбуждено уголовное дело по статье об умышленной порче чужого имущество. Иными словами, к реакции на действия активистов депутат Поклонская вряд ли имеет отношение.
Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»