Со свежеустановленного памятника Михаилу Калашникову экстренно демонтируют чертеж германского автомата. Для скульптора Салавата Щербакова это становится традицией.
Из-за памятника советскому и российскому конструктору стрелкового оружия, открытого 19 сентября в Москве, лихорадит просвещенную общественность. Первые два дня спорили вокруг внешнего вида отлитого в бронзе знаменитого оружейника, на третий день пытливый глаз разглядел на монументе схему немецкой штурмовой винтовки. Покопавшись в прошлом автора творения, скульптора Салавата Щербакова, граждане заметили, что его мастерская не впервые замечена в странной тяге к немецкому оружию.
На памятнике Калашникову в настоящий момент красуется чертёж немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44), разработанной конструктором Хуго Шмайссером. Ирония в том, что все еще не утихают споры о заимствовании Калашниковым разработки немецкого оружейника. В 1946 году Хуго Шмайссера принудительно вывезли в Советский Союз для работы на заводе в Ижевске. Калашников в это время трудился за тысячу километров, в городе Ковров. Официально конструкторы между собой не общались, но историки не исключают, что контакты могли быть.
Идея поставить памятник Калашникову в Москве принадлежит Российскому военно-историческому обществу (РВИО), которое возглавляет министр культуры РФ Владимир Мединский. Проект презентовали президенту Владимиру Путину во время посещения концерна «Калашников» в Ижевске еще в сентябре 2016 года, в ноябре того же года широкой общественности представили уменьшенную копию. Оплошности с чертежами никто не заметил.
Скульптор Салават Щербаков утром 22 сентября поспешил заверить, что уберёт с памятника чертежи немецкой винтовки, если это и впрямь она, но пока не может найти специалиста в оружии, который на это укажет.
«Мы пока не можем найти специалиста, который утверждает, что этот чертёж не АК-47. Я ему буду действительно благодарен, если он скажет мне, где допущена ошибка. Но пока я уверен в тех чертежах, по которым мы это делали, мы общались с музеем, там написано "АК-47"», — сказал Щербаков в комментарии РИА Новости.
Специалист обнаружился быстро. Через пару часов исполнительный директор РВИО Владислав Кононов в интервью агентству городских новостей «Москва» заявил, что автор уже находится на месте, а плиту демонтируют.
«У нас пожелание к оружию было только одно – к той модели автомата, которую держит в руках Михаил Тимофеевич. Все остальное – полет творческой фантазии скульптора и его помощников, поэтому пусть разбираются», – объясняется представитель военно-исторического общества.
Демонтировать плоды полета творческой фантазии мастерской Щербакова придется не впервые.
К 9 мая 2014 года возле Белорусского вокзала в Москве тот же министр культуры Владимир Мединский в торжественной обстановке открыл памятник «Прощание славянки» авторства мастерской все того же Салавата Щербакова. Порадовать ветеранов Великой Отечественной войны не получилось в полной мере. В композицию памятника, посвященного женщинам, провожавшим своих мужей, братьев и сыновей на фронт в годы войны, было встроено оружие вермахта. На щите с надписью «1941» вместо снайперской винтовки Мосина оказалась внешне схожая с ней винтовка Mauser 98k.
Через несколько дней «маузеры» демонтировали, а позже заменили на пистолеты-пулёметы Шпагина. Сам Щербаков объяснял, что памятник готовил молодой коллектив мастеров, который очень старался, и просил воздержаться от мыслей о злом умысле.
Алина Гурбатова,
«Фонтанка.ру»