Дирекция по организации дорожного движения Петербурга объявила конкурс на разработку комплексной схемы организации этого движения. Так город занялся поиском ответа на вопрос: как сделать жизнь пешеходов и автомобилистов лучше? Перед потенциальным подрядчиком среди всего прочего поставлена задача оценить последствия возможного введения платного въезда в центр. При этом паркоматы в любом случает никуда не исчезнут.
Выполнение исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Петербурга – задача, которая встанет перед победителем открытого конкурса на ближайшие два года. На эти цели город готов выделить 39,9 миллиона рублей. Работа предстоит более чем масштабная, подготовка конечного документа разделена на три этапа. О том, каким специалисты видят будущее петербургских дорог, мы узнаем не раньше 15 декабря 2019 года.
«В соответствии с указом президента все крупные города должны иметь такие схемы. В Петербурге такие изыскания проводились и раньше, например последний раз около 15 лет назад, – рассказал «Водителю Петербурга» ведущий специалист ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» Дмитрий Попов. – В техническом задании большую часть работ составляет сбор сведений, в частности ГУ ДОДД запрашивает информацию в виде видеофайлов».
Разработчикам предстоит записать движение на 88 самых напряженных перекрёстках Петербурга. А анализ должен включать в себя интенсивность потоков в разное время суток и разные дни недели.
Дмитрий Попов отметил, что в конечном счете в городе появится документ, связанный с уже сложившейся транспортной ситуацией и её перспективами. В техническом задании авторы пытаются предусмотреть все возможные варианты развития транспортной системы Петербурга. И учитывают при этом различные сроки прогнозов: краткосрочные – до пяти лет, средние – 6-10 лет и отдаленное будущее – до 15 лет. На эти периоды нужно разработать развитие инфраструктуры для грузового транспорта и парковок (в том числе и на пересадочных узлах), рассчитать экологическую нагрузку, просчитать появление выделенных полос. Не забывают чиновники и о последних городских трендах по развитию пешеходных зон и велодорожек.
Кстати, о планах Смольного в ближайшие пять лет отдать приоритет пешеходам в центре города «Водитель» писал буквально на днях. Программа разработана комитетом по градостроительству и архитектуре и затрагивает Центральный, Петроградский, Адмиралтейский и Василеостровский районы.
Необходимость разработки единой системы движения в Петербурге признают и эксперты. «Вообще комплексная схема организации дорожного движения нужна Петербургу. Пока у нас дорожное движение – как кривой костюм Райкина, «один пришивает карман, один – проймочку, один – рукав, я лично пришиваю пуговицы, к пуговицам претензии есть?». Для того, чтобы город в едином ключе функционировал, нужна общая система», – говорит глава регионального отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
Платный центр
Самым пугающим пунктом технического задания стал, пожалуй, тот, что предписывает провести «оценку результатов от введения платного въезда в различные зоны». Речь идёт о транспортной, а не финансовой эффективности.
«Никто никакого платного въезда в центр города не планирует. Мы занимаемся анализом развития транспортной ситуации с учётом возможно равных сценариев», – заявил Дмитрий Попов.
Задача, которую ставит ГУ «ДОДД», заключается в том, чтобы проанализировать возможные последствия для города при различных ограничениях трафика, в том числе при введении платного въезда как одного из вариантов: как это могло бы быть реализовано и какие изменения повлечёт. По словам ведущего специалиста дирекции, это нужно не для того, чтобы проектировать платный въезд, а, скорее, наоборот: «Нам потом, в будущем, никто денег не даст на то, чтобы понять, нужен платный въезд или нет, а результаты исследования уже будут».
Разговоры о платном въезде в центр идут давно, напоминает Дмитрий Попов. Например, естественными ограничителями называли мосты. И когда после марта [2018 года, когда пройдут выборы президента России] эта тема, возможно, снова будет поднята, у ГУ «ДОДД» уже будет модель развития ситуации. «Можно прогнозировать необоснованное скопление транспорта на противоположном берегу Невы, необходимость изыскивать места для обширных парковок, увеличение нагрузки на общественный транспорт, в том числе на и без того перегруженное метро», – добавил специалист.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга подчеркнули: пока речь идет только об анализе перспектив от возможного введения платного въезда в центр города. «Пока это лишь проектирование, которое покажет, что даст такая мера», – заявили «Водителю Петербурга» в КРТИ.
В Смольном говорят, что размышления о введении платного въезда в центр города по большому счету и не прекращались. Впрочем, наверное, и не могли. Основу под зоны с оплатой проезда в городах России готовят в Госдуме. Законопроект «Об организации дорожного движения…», в котором прописана возможность для муниципалов или региональных властей вводить плату за проезд в городах, даже прошел первое чтение. Правда, потом его положили «под сукно», отправив на доработку. Видимо, для того, чтобы снова достать после выборов.
«Этот вопрос уже поднимался и сейчас снова всплывает, – напоминает Александр Холодов. – Вообще, автомобилисты – это дойная корова во всём мире, везде с них собирают оброк тем или иным способом, в разных странах по-разному. В Петербурге сложно сделать платным въезд в центр – непонятно, где он. Василеостровский район – центральный, а улица Кораблестроителей? Получается, надо везде шлагбаумы ставить. А шлагбаумы ставить – это занятие непростое, да и весь город встанет. Кроме того, центр у нас обширный, и что же, для резидентов надо вводить плату за выезд? Тоже глупая ситуация».
Эксперт уверен, «если оброк менять на платный въезд, надо закрывать парковки, иначе получится дублирование».
За парковку все равно придется платить
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры говорят, что от платной парковки в центре город отказываться не намерен.
Специалисты сходятся во мнении, что платная парковка действительно способна разгрузить дороги, и приводят в пример опыт Москвы. Но в Петербурге сложилась несколько иная ситуация. Пилотная зона заработала в Центральном районе в 2015 году (на 27 улицах, ограниченных Невским, Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной реки Фонтанки). Как сообщили «Водителю» в Городском центре управления парковками, с одной стороны, за два года (по 3 сентября 2017-го) работы территории платной стоянки трафик в центре действительно удалось снизить, а скорость движения возросла. Да и мест для парковки машин стало больше.
С другой, загрузка зоны платной парковки сократилась до 34,3% (в первый год она составила 36,19%). За два года водители парковались в платной зоне более 8,3 миллиона раз и использовали ее «рационально и осознанно», подчеркивают в ведомстве.
«В 33,90% случаев, приезжая в зону платной парковки, автомобилисты размещают свои транспортные средства на срок от 30 минут до 1 часа, в 33,25% случаев – от 1 часа до 3 часов. В 4,96% случаев автомобилисты паркуются не более чем на 15 минут. 14,06% размещают транспортные средства в зоне платной парковки от 15 до 30 минут. 13,83% всех размещений транспортных средств в платной зоне длится свыше 3 часов», – заявили в Городском центре управления парковками.
За два года зона принесла в бюджет Петербурга 217,4 миллиона рублей.
Вопрос о прибыльности пилотной платной стоянки в центре города обсуждался не раз. Так, по результатам первого года работы депутаты ЗакСа даже предлагали губернатору Георгию Полтавченко рассмотреть вопрос о снижении цен. Поводом для раздумий тогда стал доклад, согласно которому доходы бюджета от стоянки в Центральном районе составили более 106 миллионов рублей, а расходы – 179 миллионов. При этом в 2015-2016 годах город не получил штрафов от нарушений правил стоянки на без малого 750 миллионов рублей.
«Мировая практика организации парковочных пространств свидетельствует о том, что правильно выбранный тариф за парковку позволяет обеспечить загрузку на уровне 80-85%. Загруженность парковочного пространства в Петербурге на 33,9% свидетельствует о том, что тарифы на парковку чрезвычайно завышены», – негодовали парламентарии.
Проблема зоны платной стоянки заключается в том, что у оператора парковок нет законных оснований штрафовать нарушителей.
«В ней вообще нет смысла, пока не работает налаженная система штрафов за неуплату. Сейчас большинство пользователей игнорируют обязанность платить, и проект является убыточным. Получается, что «безавтомобильные» жители города своими налогами платят за право парковаться платно», – уверен глава регионального отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».
Над проблемой платной стоянки работает и ГУ «ДОДД». Ведомство анализирует результаты и последствия, в том числе финансовые, функционирования имеющихся зон. В соответствии с заданием контракта на будущую систему организации движения в Петербурге подрядчик должен будет предложить разные варианты возможного расширения зоны платной парковки, какие-то изменения по существующей зоне. Расширять зону на Васильевский остров, Петроградскую сторону, площадь Восстания – этого в ближайших планах дирекции нет. «У нас есть какие-то мысли по поводу платной парковки, но ничего более конкретного сказать пока нельзя, мест много, но надо изучать ситуацию», – говорит Дмитрий Попов.